Девственница среди живых мертвецов
- Оригинальное название: La nuit des étoiles filantes, Une vierge chez les morts-vivants, Christina chez les morts vivants, Christina, princesse de l'érotisme,
Gli zombi cannibali, I desideri erotici di Christine, La noche de las estrellas fugaces, Zombie 4: A Virgin Among the Living Dead,
Virgin among the living dead, Eine Jungfrau in den Krallen von Zombies. - Производство: Бельгия-Франция-Италия-Лихтенштейн 1973г.
- Режиссер: Хесус Франко, Пьер Керу (доп. сцены), Жан Роллен (доп. сцены).
- В ролях: Кристина фон Бланк, Кармен Язальде, Говард Вернон, Анна Либер, Пол Мюллер, Хесус Франко, Алис Арно.
Одним из своих лучших фильмов Хесус Франко считает «Ночь падающих звезд», который получил известность под более понятными и яркими названиями – «Девственница среди живых мертвецов» и «Кристина – принцесса эротизма». У этой картины была непростая судьба, как и у многих странных и непонятых массовым зрителям фильмов.
По одним данным съёмки велись в 1971 году, в то время как другие источники утверждают, что в мае-июне 1973-го. В пользу второй версии говорят модели автомобилей 1972-1973 годов, которые якобы можно видеть на экране. Это был первый фильм Хесуса Франко, снятый в Португалии (съёмки велись недалеко от Лиссабона) и он очень тепло отзывался об этой стране, рассказывая в одном из интервью, что получил полный карт-бланш на съёмки сцен с обнаженкой и даже пару полицейских для охраны съёмочной группы.
Главной героиней фильма является молодая девушка Кристина Бентон (Кристина фон Бланк), которая после смерти своего отца (Пол Мюллер) приезжает в Монтсеррат в его поместье, где живут остальные родственники. С самого начала они ведут себя странно, правда при всём при этом оказывают радушный прием и всячески стараются угодить Кристине. Постепенно она замечает всё больше и больше диких вещей в их поведении: Карменс (Кармен Язальде) проявляет по отношению к ней лесбийские наклонности и не прочь попить кровь слепой девушки, дядя Говард (Говард Вернон) всячески избегает общества людей, а остальные члены семейства то и дело что-то прячут от Кристины. В это же время один из местных жителей говорит, что поместье давно заброшено и что в нём никто не живет. Девушка ещё не знает, что все эти родственники – призраки, и что именно они убили её отца, который теперь является во снах и пытается предупредить дочь о грозящей ей опасности…
На этот раз у Хесуса Франко была почти полная творческая свобода, в результате которой он снял фильм именно так, как хотел. Получилось у него довольно личное, непонятное для массового зрителя кино, полное сюрреализма, недосказанности и фантазии. Большинство зрителей находят его скучным и непригодным для просмотра, в то время как поклонники Франко и просто любители weird cinema наоборот солидарны с автором и считают его одной из лучших его работ.
Очень долгое время оригинальная режиссёрская версия фильма была недоступна, а в кино и на видео ходили многочисленные перемонтированные варианты. Не уверен, что оригинальная версия вообще была показана в кинотеатрах, так как картина вышла в тот момент, когда появились первые ростки свободы, ослабившие цензуру в отношении фильмов с обнаженкой, что позволило авторам демонстрировать эротические и даже порнографические ленты в кинотеатрах. Ушлые дистрибьюторы решили превратить «непонятный» фильм в эротический хоррор. Для этого был приглашен малоизвестный продюсер Пьер Керу, засветившийся в качестве актёра в другом фильме Франко «Женщина-вампир» (La comtesse noire), который и доснял несколько эротических сцен с Алис Арно, в большинстве из которых фигурирует девушка, похожая на героиню Кристины фон Бланк, лицо которой не показывают. Все эти сцены оказались низкого качества, а одна граничила с порнографией, что не помешало авторам вмонтировать их в фильм и представить его как «Кристина – принцесса эротизма».
Шли годы, тенденции и интересы публики в кино менялись и в моду вошли зомби-фильмы. После успеха ромеровского «Рассвета мертвецов» (Dawn of the dead, 1978) продюсеры и режиссёры многих стран мира начали создавать свои зомби-хорроры. Не осталась в стороне компания Eurocine, известная своими халтурными постановками. В 1981 году один из продюсеров Eurocine Мариус Ласёр решает перемонтировать всё ту же «Ночь падающих звезд» и превратить её в зомби-фильм. Для этого он обращается к Жану Роллену, который только что снял собственный зомби-фильм «Озеро живых мертвецов» (Le lac des morts-vivants, 1980), с просьбой снять сцены с зомби. Поначалу тот отказывается, мотивируя это тем, что с уважением относится к Франко и не хочет «портить» его фильм, но, в конце концов, всё же соглашается. В результате в оригинальную версию было вмонтировано примерно 10 минут сцен с зомби и дано название – «Девственница среди живых мертвецов». Именно эта версия получила наибольшее распространение и именно под этим названием фильм стал известен широкой публике. Сам же Франко очень неодобрительно отзывался обо всех этих версиях и признавал только свою оригинальную.
Снятое в живописных пригородах Лиссабона, это кино являет собой неторопливое гипнотическое зрелище, в котором показано, как безоблачная жизнь главной героини незаметно превращается в кошмар, спускающий её в пучину безумия. Не стоит пытаться понять сюжет полностью, ибо в нём много недосказанностей и непонятных вещей, но общая его суть понятна. Например, странно, что главная героиня очень быстро забывает про то, что видела Карменс, пьющую кровь, психически нездорового слугу Базилио, державшего в руке отрезанную женскую кисть и тому подобные вещи. В то же время Франко обыгрывает события так, что и главная героиня постепенно теряет связь с реальностью и уже не знает, что с ней происходит. То же самое и со зрителем: со временем он просто смотрит на поток гипнотических, не всегда поддающихся логическому описанию сцен, которые ведут к закономерному финалу.
На мой взгляд, это один из самых красивых в визуальном плане фильмов Хесуса Франко. Нетронутая природа, которой восхищался режиссёр, старинный замок, озеро с кувшинками и древняя часовня – всё это находится вдали от цивилизации и является идеальным местом для окопавшихся в замке призраков. Со второй половины фильма сны Кристины становятся всё более реалистичными, пока к ней, наконец-то не является призрак отца с петлей на шее, который и рассказывает о грозящей ей опасности. Сны начинают подменять реальность, а реальность вторгается во сны, в результате чего картина превращается в эдакий непонятный галлюциногенный кошмар, в котором и проходит оставшаяся часть действия. Особый шарм ко всему этому добавляет экспериментальная музыка Бруно Николаи, представляющая собой то ритмичные мелодии с мрачными пианинными пассажами и шумами, то меланхоличные треки с печальным женским вокалом.
Насилия здесь практически нет, а обнаженка сведена к минимуму. Если убрать доснятые Пьером Керу сцены, то голых женских телес по меркам продукции Франко того времени здесь совсем мало и в основном это голая Кристина в кровати и Карменс, периодически скидывающая с себя одежду. Разговорные сцены во тьме, во время которых девушки в откровенных одеждах принимают соблазнительные позы, либо лежат среди свечей, словно на каком-то оккультном ритуале, – великолепны.
На главные роли были приглашены в основном завсегдатаи фильмов Франко того времени. Главную героиню сыграла некая Кристина фон Бланк, чья фильмография насчитывает всего несколько фильмов. Странно, что Франко не пригласил её в другие свои картины. В роли членов семейства призраков выступили такие известные франкофилам люди как Говард Вернон и Кармен Язальде, отца Кристины сыграл Пол Мюллер, а психически нездорового слугу Базилио – сам режиссёр. В роли королевы ночи засветилась Анна Либер, также игравшая в ряде картин Франко.
«Девственница среди живых мертвецов» – прекрасное гипнотическое мистическое полотно, достаточно нестандартный для Хесуса Франко фильм, по моему мнению, входящий в десятку лучших его картин. Если вы любите странное, атмосферное и неторопливое мистическое кино, то непременно должны ознакомиться с этим маленьким шедевром.