Main Reviews
top

Подлецы не молятся

bottom
I vigliacchi non pregano I vigliacchi non pregano I vigliacchi non pregano I vigliacchi non pregano
I vigliacchi non pregano I vigliacchi non pregano I vigliacchi non pregano I vigliacchi non pregano
  • Оригинальное название: I vigliacchi non pregano, Cowards don't pray, The Taste of Vengeance.
  • Производство: Италия-Испания 1968г.
  • Режиссер: Марио Сичилиано (Марлон Сирко).
  • В ролях: Джанни Гарко (Джон Гарко), Иван Рассимов (Шон Тодд), Элиза Монтес, Роберто Миали (Джерри Уилсон),
    Джованни Иван Скратулья, Лучиано Пигоцци (Алан Коллинс), Хулио Пенья, Фрэнк Бранья (нет в титрах), Сюзанна Мартинкова (нет в титрах).
bottom

Марио Сичилиано был заметной фигурой итальянского жанрового кинематографа эпохи его расцвета. За время своей режиссёрской активности Сичилиано снял более двух десятков фильмов самых разных жанров: от историко-приключенческих до порнографических. Сичилиано не единожды обращался и к вестерну, правда, большая часть его ковбойских лент ничем не примечательна и представляет собой не самые лучшие имитации «Меня зовут Троица» (Lo chiamavano Trinità, 1970) Энцо Барбони. Однако его первый вестерн - «Подлецы не молятся» - довольно высоко оценивается знающими людьми, которые не скупятся на положительные слова в его адрес, иной раз называя эту ленту одной из самых необычных в жанре.

I vigliacchi non pregano I vigliacchi non pregano

Действие разворачивается в 1865 году в Техасе. Гражданская война окончена, но общество всё ещё пропитано атмосферой враждебности, что выливается в различные акты насилия обеих сторон друг против друга. Жертвами подобного эксцесса становятся бывший солдат армии Юга Брайан и его жена: поздней дождливой ночью в их доме оказывается группа дружинников - северян. Победители не скрывают своего негативного настроя по отношению к хозяевам, всячески давая понять последним, что ничего хорошего их не ждёт. В результате у Брайана не выдерживают нервы и он первым наносит удар, но силы неравны и незваные гости стреляют в своего противника, а потом насилуют и убивают его супругу. От смерти Брайана чудом спасает его друг Дэниел. После того, как Брайан пришёл в себя, он решает отправиться на поиски убийц в компании своего спасителя и его брата Роберта...

В те годы в Италии существовала если не запретная, то нежелательная тема: внутриитальянское противостояние 1943 - 1945 гг. между сторонниками и противниками режима Муссолини. Для обхода этого ограничения некоторые режиссёры использовали в качестве удобной замены Гражданскую войну в США. По этому же пути пошёл и Сичилиано.

По начальному развитию событий можно подумать, что нам предстоит наблюдать типичную историю о мести: еле выживший главный герой, потерявший жену, вместе с верными соратниками спешит на поиски преступников. Но события фильма, благодаря закрученному сценарию (одним из авторов которого был мэтр Эрнесто Гастальди), развиваются в совсем ином направлении. Дело в том, что переживший шок от нахождения на грани смерти и потери близкого человека Брайан, частично теряет память. Он не может вспомнить лица своих обидчиков, перед его глазами стоит только жёлтая звезда, которую носил один из нападавших. Кроме того, мужчина полностью разуверивается в правосудии, погружаясь в пучину ненависти к окружающим людям, будучи готовым без проблем уничтожать их буквально лишь по своему желанию. Постепенно Брайан теряет всякое чувство меры, отчего его пути с Дэниелом и Робертом круто расходятся: его бывшие друзья принимаются на службу шерифами в Форд-сити, а Брайан окончательно утверждается в качестве главаря опасной банды, за поимку которого власти обещают 5000 долларов.

I vigliacchi non pregano I vigliacchi non pregano

Сюжет, безусловно, интересный, так как затрагивает очень важную проблему: психологическую травму, влияющую на жизнь человека даже после окончания войны. Протагонист выжил на полях сражений, но война достала его уже в мирной жизни, превратив в безжалостного преступника с исковерканной психикой, не способного ни к дружбе, ни к любви, ни к конструктивной деятельности. Но реализация этого сюжета, на мой взгляд, оказалась режиссёру не совсем по плечу, как из-за отсутствия опыта, так и бюджетных ограничений.

Прежде всего, фильм имеет очень большую продолжительность - почти два часа, что отрицательно влияет на остроту необходимого здесь драматизма: он появляется лишь эпизодически. Немало времени потрачено на показ работы Дэниела и его брата законниками в Форд-сити, где они пытаются вернуть верховенство права и примирить вчерашних врагов, убедив их в необходимости забыть прошлое во имя восстановления нормальной жизни. Смотрится это достаточно скучно и без этого явно можно было бы обойтись вообще или не тратить столько хронометража. Какими-то урывками показывается любовная линия между Брайаном и его любовницей Джули. Типичных вестерновых элементов - драк, стрельбы и погонь - здесь хватает и они весьма равномерно распределены по фильму. Плавно показана деградация Брайана: сначала он держится молодцом, и даже помогает Дэниелу вырвать его брата из рук головорезов, но позднее он теряет над собой контроль: нанявшись вместе с друзьями на службу к жестокому землевладельцу, он быстро пускается во все тяжкие. Из запоминающихся моментов можно назвать два: дуэль в стиле «русской рулетки» между Брайаном и оскорблённым кузеном Джулии на ранчо, и финал, когда потерявший последние остатки разума Брайан встречается в поединке со своим бывшим другом в железнодорожном тоннеле.

Данный вестерн был совместным производством Италии и Испании, посему часть локаций радует взор панорамами, свойственными настоящему Дикому Западу. Визуальный ряд мрачноват, хотя это не задумка режиссёра, а особенность исходника, на который повлияло время, придав картинке землистые оттенки. Один из больших знатоков СВ назвал саундтрек «Подлецов» «великолепным произведением на уровне великих композиторов жанра», хотя лично мне он показался не особо выдающимся (но всё же обладающим некой «изюминкой»). Автором музыки значится Мануэль Парада, но в итальянской «Википедии» считают, что на самом деле им был Джанни Маркетти.

Ведущие роли были отданы актёрам югославского происхождения: хорвату Джанни Гарко (Брайан) и сербу Ивану Рассимову (Дэниел). Гарко, как известно, был одним из «штатных» актёров спагетти-вестернов, но здесь от него требовалось чуть больше, нежели изображать из себя крутого парня, великолепно владеющего оружием, кулаками и верховой ездой: всё же роль была драматической. Актёр хорошо справился с задачей, особенно в тех эпизодах, где от него требовалось изображать психопатические явления. Обросший бородой Рассимов здорово смотрится в образе хладнокровного и рассудительного Дэниела. Из других персоналий подкованный зритель наверняка узнает «итальянского Питера Лорре» Лучиано Пигоцци и Джованни Ивана Скратулью.

«Подлецы не молятся» действительно необычный спагетти-вестерн, претендующий на большее, нежели простой экшн. Это драматическая история о том, как война может влиять на судьбы людей даже после своего окончания. Попади этот сценарий в руки мастера вроде Леоне или Корбуччи, мог бы получится шедевр жанра, но Сичилиано прыгнуть выше головы не смог, что, однако, ни в коем случае нельзя ставить ему в укор. При своём умении и уровне финансирования он сделал всё, что мог, оставив поклонникам СВ серьёзную и жёсткую картину, которую портит большая продолжительность, неупорядоченность составных частей и неравномерный темп.

Автор обзора: Almost Human.
I vigliacchi non pregano I vigliacchi non pregano
I vigliacchi non pregano I vigliacchi non pregano
Материал опубликован: 20 декабря 2022 года