Правда по Сатане
- Оригинальное название: La verità secondo Satana, Il vangelo secondo Satana, Das Lusthaus teuflischer Begierden, De waarheid volgens Satan.
- Производство: Италия 1972г.
- Режиссер: Ренато Ползелли (Ральф Браун).
- В ролях: Рита Кальдерони, Изарко Равайоли, Серджио Аммирата, Лоренцо Пьяни, Стефано Оппедизано.
В 1971 году компаньоны-кинематографисты Оскар Брацци и Ренато Ползелли разошлись во взглядах на ближайшие планы. Брацци хотел ехать снимать фильм в Турцию и настаивал на совместной с Ренато поездкой; Ползелли же был заинтересован в претворении в жизнь идеи, которая пришла ему в голову при созерцании странного, напоминавшего тоннель, дома, принадлежащего актёру Изарко Равайоли. В конечном итоге Брацци поехал в Турцию, предварительно сняв с совместного счёта принадлежащие Ползелли деньги, где снял странную ленту «Триптих (Дьявольский секс)», а его, оставшийся ни с чем в Риме, компаньон принялся за работу над картиной с рабочим названием «Il vangelo secondo Satana». Ползелли вспоминал, что хотел показать Брацци, что сможет снять задуманный фильм даже в таких условиях. Решимость Ползелли была вознаграждена: сотрудничавшая с ним компания снабдила его плёнкой, печатью и негативами, а друг-гей пожертвовал ему полмиллиона лир. Чтобы сэкономить и без того крайне скудные средства режиссёр решился на нелегальные съёмки на улицах, дабы не платить за разрешительные документы. Работа над фильмом была успешно завершена, но в прокат он ушёл под другим названием – «La verita secondo Satana» (под оригинальной титулатурой лента была опубликована в виде фоторомана в одном из номеров журнала Cinestop), что, вопреки часто встречающейся информации, было обусловлено вовсе не происками цензуры, а просьбой дистрибьютора.
Сорокалетний писатель Ройберт имеет серьёзные проблемы с психикой, выражающиеся в неумеренном потреблении алкоголя и навязчивых мыслях о самоубийстве. Ответственность за своё состояние мужчина возлагает на свою любовницу Диану Альтоборги, юную и очень богатую красотку. Последняя не воспринимает слова своего кавалера о суициде всерьёз и с лёгким сердцем приходит к нему домой, что оказалось большой ошибкой: её ждала встреча с находящимся на грани умственного помешательства человеком, задумавшим отомстить, сделав девушку обвиняемой в убийстве самого себя. Ситуация складывается таким образом, что вскоре после визита к Ройберту Диана, претерпевшая над собой ряд издевательств, остаётся один на один с трупом любовника и всё указывает на то, что убийца именно она: на кинжале, нанёсшем писателю смертельную рану, её отпечатки пальцев; несколько человек видели, что она была вместе с погибшим. Диана принимает решение спрятать мёртвое тело в сундук, что через окно видит некий мужчина, называющий себя Тотолетто. Диана вынуждена впустить случайного свидетеля в дом и сталкивается с ещё более безумной и извращённой личностью, чем умерший Ройберт. Девушку ждёт несколько часов унижений, которые чередуются с приступами страха: то здесь, то там ей мерещится Ройберт и постепенно Диана начинает сомневаться в том, что он действительно мёртв...
Разного рода насилие над женщинами - главная составляющая целого ряда картин Ползелли. Эта тематика, затронутая режиссёром ещё в чёрно-белом хорроре «Монстр оперы», расцвела пышным цветом в его творчестве начала 70-х годов. «Правда по Сатане» не является исключением, с той лишь небольшой разницей, что здесь акцент смещён не на физическое, а на психологическое насилие. Заметим, что сам Ползелли говорил, что «Правда...» - это фильм о власти, которая в любых обстоятельствах найдёт себе сторонников. Персонаж Дианы Альтоборги, согласно режиссёру, символизирует собой современное общество. Пострадавший от неё писатель хочет отомстить и сначала всё идёт по плану, но потом ситуация резко меняется из-за того, что Тотолетто влюбляется в свою жертву и не только встаёт на её защиту, но и берёт на себя вину за убийство. Этим как бы демонстрируется бесполезность борьбы с существующей системой, потому что её настоящая сила состоит в укоренённости в психологии человека. Если принимать во внимание трактовку Ползелли своего детища, то «Правду по Сатане» можно относить не к эксплуатационным триллерам, а к кино контестации. Впрочем, относится к словам Ползелли можно и с изрядной долей скепсиса: достаточно сказать о том, что такую грубую поделку как «Реинкарнация Изабель», вполне справедливо названную цензорами «бессвязной серией садистских последовательностей», её создатель аттестовал как исследование массовых психозов (sic!).
Сайт IMDB называет «Правду по Сатане» комедией, ужасами и триллером, некоторые другие ресурсы - драмой. Попробуем разобраться, что к чему. Ползелли использует для рассказа данной истории довольно вычурный киноязык: в некоторых сценах переливаются цвета, камера иногда выбирает неожиданные ракурсы, показ красивых локаций Рима чередуется с документальными сценами ядерных испытаний, ракетных обстрелов и демонстрации бастующих рабочих, полуголые хиппи, чьи тела покрыты странными символами, танцуют в одной из частей дома. Эти приёмы вряд ли идут фильму на пользу, потому что внимание зрителя не может сосредоточиться на чём-то одном, основная сюжетная линия как бы размывается в потоках «арт-хауса». Содержание фильма вряд ли способно вызвать и чувство страха, тревожного ожидания появления чего-то ужасного: хоррорный/триллерный элемент данной ленты сводится к показу одного и того же - мёртвого тела писателя, что быстро наскучивает. Но основную лепту в дело сведения на нет серьёзности происходящего вносит персонаж того самого Тотолетто. Он постоянно суетится, кривляется, временами изображает из себя какое-то подобие Дональда Дака, постоянно ест яйца и почти что не говорит нормальным голосом. Смотрится всё это на грани нелепости и, что самое плохое, скоро начинает раздражать. Сюжет фильма, в принципе, интересен и на его основе можно было бы создать что-то стоящее, но в итоге получилась какая-то мешанина да ещё вдобавок с претендующими на глубокомысленность диалогами. Свойственной Ползелли обнажённой натуры здесь хватает, но её нельзя назвать слишком откровенной, хотя в итоговый вариант фильма не вошла сцена оргии хиппи, снятая более смело, чем остальная эротика. Главной «изюминкой» ленты в этом смысле является сцена, где Тотолетто бросает куски мяса на практически обнажённое, распластанное на полу и привязанное к гантелям, тело Дианы, которые поедаются с него собакой.
Актёрская игра. Главной звездой «Правды...», безусловно, является Рита Кальдерони (Диана). Её игра находится на самом высоком уровне и, по большому счёту, держит на себе весь фильм. Кальдерони вспоминала, что работа в данном проекте Ползелли далась ей очень тяжело из-за того, что ей пришлось не менее двадцати раз приходить на пробы. Кстати, по словам Кальдерони сцены с собакой не было в сценарии. Роль Ройберта исполнил Изарко Равайоли, актёр из Центра экспериментальной кинематографии, которого режиссёр назвал «немного странным». Раздражающего Тотолетто сыграл Серджио Аммирата.
«Правда по Сатане» - слабый фильм. Прежде всего, это проявляется в разнородности элементов, из которых он состоит: «арт-хаусные» приёмы слабо согласуются с основной сюжетной линией, номинально являющейся триллером. Псевдофилософские диалоги и другая вычурность не очень удачно маскируют идейную нищету или, лучше сказать, пустоту режиссёрского замысла. Ренато Ползелли снял ленту - «пустышку», которую от абсолютного провала спасает лишь блестящая игра Риты Кальдерони, приятная музыка Джанфранко Ди Стефано и несколько красивых локаций.