Друзья навсегда
- Оригинальное название: Venner for altid, Friends forever.
- Производство: Дания 1987г.
- Режиссер: Стефан Хенсцельман.
- В ролях: Клаус Бендер Мортенсен, Томас Сигсгаард, Лилли Линдфорс, Мортен Стиг Кристенсен, Томас Элхольм, Кристин Скоу, Рита Анджела.
В 1987 году молодой датский кинематографист Стефан Хенсцельман на собранные им средства снимает ленту «Друзья навсегда», в основе которой лежала написанная им новелла. В итоге эта картина стала самой известной работой рано ушедшего из жизни режиссёра, будучи отмеченной призом международного фестиваля кино секс-меньшинств в Сан - Франциско (1988).
Кристиан Мальмквист вместе с матерью переезжает жить в другой район Копенгагена и идёт учиться в новую школу. Юноша, тоскующий по своей подруге Джин, уехавшей вместе со своей семьёй в США, довольно быстро осваивается в новом коллективе, который разделён на два довольно враждебных друг другу лагеря, группирующихся вокруг Хенрика и Патрика...
Данный фильм постоянно включают в перечень картин гей-тематики, хотя к таковым его можно отнести только с очень большой натяжкой, о чём будет сказано ниже. Итак, главный герой попадает в новую для себя среду и начинает заводить знакомства с однокашниками. Вначале Кристиан сталкивается с Патриком - хулиганистым крепышом, верховодящим в компании не отличающихся примерным поведением парней. Знакомство это вряд ли можно назвать приятным: Кристиан проигрывает в предложенную ему жёсткую игру «стена», где неудачника без жалости «расстреливают» теннисным мячом, в т.ч. и в лицо. Затем новичок сходится с Хенриком - стройным и интеллигентным учеником, серьёзно занимающимся тайцзи и астрономией. Кристиан быстро увлекается Хенриком и даже посещает с ним занятие по боевому искусству, однако затем он охладевает к нему из-за того, что тот назвал ему неправильное время начала концерта, на который Кристиан очень хотел попасть. После этого случая Кристиан начинает пристальнее присматриваться к Патрику, который терпеть не может Хенрика и постоянно пытается его задеть, в частности, прозрачно намекая на его якобы нетрадиционную ориентацию. Ситуация разрешается в пользу Патрика без борьбы, так как Хенрик, к тому же работающий фотомоделью, вместе с отцом уезжает в Лиссабон. На поверку Патрик оказывается вовсе не таким ужасным, скорее наоборот. Дабы съехать от родителей, которые, как он уверяет, ограничивают его свободу, он работает в ночном клубе, копя деньги на съёмное жильё. Когда его приятели из хулиганских побуждений разбивают витрину магазина и вламываются туда за вещами, Патрик говорит Кристиану, что им лучше скорее уйти и оказывается прав: вандалов задерживает полиция. В общем, на деле Патрик оказывается вполне приличным молодым человеком, и Кристиан быстро становится его лучшим другом. Однажды Кристиан узнаёт, что его лучший друг - голубой, встречающийся с игроком местной футбольной команды, который гораздо старше его. На некоторое время это событие выбивает Кристиана из колеи, но вскоре всё сглаживается.
Классифицировать «Друзей» как гей-кино не получится по чисто «статистической» причине - этот контент суммарно не достигает даже 10 минут при продолжительности фильма почти в 95. Вся эта история является всего-навсего частью жизни Кристиана, в итоге не оказавшей на него никакого значимого и долгосрочного влияния. Большая часть времени уделена показу повседневности Кристиана. Вот он приходит в новую школу, сначала пытается дружить с Хенриком, потом с Патриком; устраивается на работу в видеопрокат; спит то со своей коллегой по работе, то с годящейся ему в матери шведской певичкой из ночного клуба, то с одноклассницей. В общем, более половины хронометража уделено показу повседневной жизни датского тинейджера из столицы. Главный герой не очень эрудирован (он путает астрономию с астрологией, а показанную ему Хенриком книгу с фото галактики принимает за сайнс-фикшн), застенчив, имеет некоторое чувство юмора (в его комнате висит плакат с «важными номерами» - не полиции и пожарной службы - а Рейгана и Черненко), застенчив и влюбчив. Из просмотра «Друзей» складывается впечатление, что столичным датским подросткам поздних «-надцатых» в те времена жилось очень вольготно: педагогам не было никакого дела до их диковатых игр типа «стены» или насильного обнажения одноклассницы с последующим выбрасыванием её свитера в окно; было нетрудно найти работу и партнёра.
Возникнув на 64-й минуте фильма, гей-тематика, быстро отходит на второй план, а потом и вовсе исчезает. Камин-аут (как это называется теперь) Патрика, сделанный им на встрече по профориентации воспринимается большинством однокашников как шутка. В конечном счёте «странность» своего друга принимает и Кристиан, который ранее формулировал свои претензии так: Патрик - крутой парень, как ему могут нравится мужчины? Короче, «особенность» Патрика недолго пробыла «гвоздём сезона» и оказалось, что до этого никому нет дела. А вот денежный вопрос сплотил учащихся очень серьёзно. Дело в том, что ректор Калленбах, взбешённая выходкой Патрика, прервала занятие по профориентации и заявила, что отныне деньги школьного совета будут тратиться по её личному усмотрению. Этот инцидент стал последней каплей, переполнившей чашу терпения старшеклассников, которые хотели самостоятельно распоряжаться деньгами совета и тратить их на организацию вечеринок. Инициатором протеста, быстро подхваченного остальными, стал Кристиан, тайком распечатавший множество листовок с призывом приструнить ректора. Заканчивается фильм полной победой школьной оппозиции и музыкальным номером, напоминающим суперэконом-версию знаменитого клипа Army of Lovers Sexual Revolution, явно призванным показать всеобщую любовь и единение. Весьма примечательным видится и то, что поначалу Патрик маскирует свою ориентацию маскулинным образом брутального хулигана, главаря такой же компании, регулярно вербально атакующего Хенрика, чья мягкость и интеллект как бы являются отягчающими обстоятельствами, позволяющими подозревать его в гомосексуальности, хотя на деле он стопроцентный натурал. Такое можно увидеть и в реальной жизни: какой-нибудь мужчина вдруг избирает своей стезёй «борьбу с голубизной»... В плане эротики «Друзья» выглядят очень скромно.
Главные роли исполняли непрофессиональные актёры - Клаус Бендер Мортенсен (Кристиан) и Томас Сигсгаард (Патрик), которые нигде, кроме этого фильма, не снимались. Самыми известными персоналиями, которых Хенсцельману удалось затащить на съёмки стали Лилли Линдфорс и Мортен Стиг Кристенсен. Лилли Линдфорс была популярной в скандинавском регионе певицей, совмещавшей свою музыкальную деятельность с кинематографом: на 1986 год в её активе было полтора десятка ролей в кино (в частности, Линдфорс появилась в одной из западногерманских экранизаций Эдгара Уоллеса - «Мёртвой руке»). В «Друзьях» ведущая «Евровидения - 1985» сыграла шведскую певичку Айо, с которой главный герой имел скоротечный роман. Мортен Стиг Кристенсен был одним из лучших нападающих датского гандбола. В фильме он сыграл футболиста, в которого был влюблён Патрик. Что побудило звезду гандбола на такой шаг - неизвестно; согласно публичной информации Мортенсен - натурал, имеющий пятерых детей от двух браков.
Подведём итог. «Друзья навсегда» - средненький, но всё же небезлюбопытный представитель практически неизвестного широкой публике датского кинематографа. Как было показано выше, этот фильм едва ли можно причислять к гей-тематическим, поскольку этой проблематики в нём совсем мало и она не ни в коем разе не выступает центральной. В общем, пресытившийся синефил может остановить свой выбор на этом датском teensplotation'е.