Месть за месть
- Оригинальное название: Vendetta per vendetta, Revenge for Revenge.
- Производство: Италия 1968г.
- Режиссер: Марио Колуччи (Рэй Коллоуэй).
- В ролях: Джон Айрланд, Джанни Медичи (Джон Гамильтон), Лоредана Нушиак,
Джованни Иван Скратулья, Ремо Капитани, Марио Колуччи (Рэй Коллоуэй).
Таинственный Марио Колуччи оставил после себя три фильма, самым известным из которых является «Что - то таится во тьме» (Qualcosa striscia nel buio, 1970) - оригинальный хоррор с участием голливудского актёра Фарли Грейнджера. Режиссёрским же дебютом Колуччи стал вестерн «Месть за месть», снятый им по собственному сценарию в 1968 году. Данная картина была допущена к прокату с условием недопуска на сеансы лиц младше 14 лет, что объяснялось «атмосферой насилия» и «продолжительными изображениями мук и пыток». Колуччи неоднократно пытался оспорить это решение, но относительного успеха добился лишь в ноябре 1970 года, когда специальная комиссия сняла возрастные ограничения в обмен на удаление некоторых сцен.
В безымянный городок Дикого Запада прибывает полукровка Шалико. Он не собирался задерживаться здесь надолго, но чтобы нажить себе неприятностей страннику потребовалось менее суток...
К середине 1960-х гг. вестерн доказал свою коммерческую дееспособность, породив серьёзный спрос в зрительских массах. В стремлении удовлетворить его, в данную сферу хлынули десятки кинематографистов, имевших совершенно разный уровень профессиональной подготовки и финансирования. Наряду с признанными мастерами жанра здесь работали и обыкновенные подёнщики, у которых не было ни оригинальных идей, ни серьёзного спонсирования и они могли лишь использовать наработки своих старших коллег в попытках создать что-то подобное их творениям.
Кто такой Шалико (случайно или нет, но его имя практически полностью совпадает с Шалако - героем одноименного вестерна с Шоном Коннери и Бриджит Бардо, который вышел на экраны в том же году), откуда и куда он держит путь и т.д. не объясняется. Упор делается на заданность персонажа и действие. Метис появляется в городке и сразу становится свидетелем казни какого-то местного жителя, а потом у него начинается конфликт с Джебом - одним из боевиков местного босса, майора Бауэра, бывшего офицера армии Конфедерации. Шалико легко справляется с самоуверенным наглецом, что вызывает одобрение у женщины, которую он ранее встретил в местном магазинчике. Той же ночью данная дама навещает отважного стрелка с целью переспать с ним и добивается этого. А утром следует расплата: выясняется, что дама, с которой мужчина провёл ночь - Энн Бауэр, жена майора. Её поступок был продиктован не похотью, а ненавистью к мужу, которого она называет «маньяком», по-настоящему интересующимся не ей, а золотом, оставленным ей в наследство отцом. Бауэр и его люди настигают неверную жену и её спутника в заброшенном домике; Энн подвергается жестокой экзекуции и, в конце концов, случайно умирает от рук разъярённого майора. Шалико же насильно привозят обратно в городок с целью выпытать у него местонахождение золота, которое, как уверен Бауэр, его жена сообщила ему перед смертью. Теперь ганфайтеру предстоит вернуть себе свободу, отомстить за гибель Энн и заполучить драгоценный металл.
Несмотря на название нельзя сказать, что месть выступает центральной темой, таковой скорее можно считать борьбу за золото, которую ведут майор Бауэр и Шалико вместе со своими ситуативными союзниками - владельцем салуна Бейкером и его дочерью Конни. Последние помогают страннику при условии получения половины добычи. Противостояние сторон смотрится довольно живо и скучать приходится редко, хотя фильм идёт 95 минут. Необычен финал и некоторые персонажи.
Фильм снят дёшево. Городок выглядит не очень презентабельно, отчасти из-за жидкой грязи на улицах. Съёмки велись исключительно в Италии, так что нечего и думать о всяких каньонах и прериях. Драк и стрельбы хватает, и для такого уровня кино они поставлены неплохо, хотя и не без некоторых несуразностей: например, в финальном сражении приспешники Бауэра (человек 10-15), находящиеся в выгодной позиции (возвышенности), зачем-то скачут прямо на Шалико, стоящего на открытой местности, вместо того, чтобы спокойно расстрелять его. Что касается насилия и пыток, то подобных сцен здесь несколько: это избиения кнутом Энн и Шалико, и короткий эпизод, где бандит по кличке «Преподобный» (в священническом облачении) режет шпорами владельца салуна. Можно с большой долей уверенности утверждать, что Колуччи вдохновлялся «Джанго», который, как известно, был новаторским именно в плане брутальности. Сходство со знаменитым фильмом Серджо Корбуччи замечается не только в этом: здесь тоже есть жестокий майор - южанин, и сцена, где калечат кисти рук, правда, не лошадью, а пулями.
На восприятие фильма влияет и качество изображения: в просмотренной мной англоязычной версии оно не лучшее, что создаёт мрачноватый визуальный ряд и ощущение старины. Местами атмосфера пронизана грубоватой чувственностью. Музыкальное сопровождение писал Анджело Франческо Лаваньино, который, видимо, понимая качество продукции не особо напрягался, выдав скромные и незапоминающиеся мелодии.
Роль майора Бауэра исполнил канадско-американский актёр Джон Айрленд. Это был, без сомнения, опытнейший профессионал, но воплощённый им на экране персонаж выглядит не совсем внушительно в отличие, например, от злодеев, сыгранных Эдуардо Фахардо. Шалико сыграл малоизвестный Джанни Медичи. Он держится на экране уверенно, но у него нет такой харизмы, которая имелась у лучших исполнителей ролей этого плана в спагетти-вестернах: Антонио Де Теффе, Джорджа Хилтона, Крэйга Хилла и других. Жена Медичи Лоредана Нушиак воплотила роль Энн, но у неё мало экранного времени. Не обошлось тут и без появившегося в бесчисленном количестве ковбойских лент Джованни Ивана Скратульи, сыгравшего франтоватого бандита.
«Месть за месть» - очень средний вестерн. Он дёшево и неопрятно снят, но всё же в нём есть немного элементов, не дающих ему упасть в разряд совсем уж посредственностей. Благодаря этому он может представлять определённый интерес для закалённого поклонника спагетти.