Весёлые вампиры из Фёгеля
- Оригинальное название: Las alegres vampiras de Vögel, Vampires of Vogel.
- Производство: Испания 1975г.
- Режиссер: Хулио Перез Табернеро.
- В ролях: Агата Лис, Герман Кобос, Мария Хосе Кантудо, Хосе Мария Тассо, Маркес Де Торо, Хулио Перез Табернеро.
В первой половине 1970-х годов малоизвестный испанский актёр Хулио Луис Табернеро начал пробовать себя в качестве режиссёра. Сняв документальную короткометражку и что-то вроде крайма о героине комикса, преследуемой серийным убийцей, Табернеро в 1975 году обращается к жанру ужасов, в результате чего в прокате появляется лента под названием «Весёлые вампиры из Фёгеля», которая, как не без оснований утверждают некоторые синефилы, является «эпигоном» «Ночной оргии вампиров» плодовитого Леона Климовского.
Начало фильма весьма атмосферное. Под завывания ветра и всполохи молнии, освещающие старинный замок и такие же могилы, закадровый голос рассказывает древнюю легенду о жестоком и злом графе, хозяине местечка Фёгель в Трансильвании, который любил изводить своих слуг до смерти. Говорили, что он заключил пакт с самим Сатаной, получив возможность вечной жизни, ради которой он должен был пить кровь молодых красивых девушек. Одной из жертв нечестивца становится его собственная племянница Лаура, которая обращается в вампиршу. Местные жители, уставшие от творящихся в замке бесчинств, собрались в вооружённую толпу, ворвались в замок и вбили осиновые колья в тела Лауры и молодого вампира Отто. Далее действие переносится в современность. Автобус, перевозивший труппу варьете, неожиданно ломается в какой-то глухомани. От местного старика артисты узнают, о том, что поблизости находится замок, где они и решают разместиться на ночь. Таким подарком судьбы не прочь воспользоваться вампиры...
Первые семь минут фильма настраивают на нужный лад. Помимо воя ветра, вспышек молнии, старинного замка и могил, зрителю покажут хорошо снятую сцену нападения графа на племянницу (которой он сначала предпочёл попытаться обнажить грудь). Смотрится это ночное явление вурдалака весьма устрашающе, особенно когда он передвигается по замку под бой часов, отбивающих полночь. Увы, это будет практически единственным «хоррорным» отрезком, потому что Табернеро снимал не чистые ужасы, а их смесь с комедией. Уже вначале фильма есть некоторая несуразность в сюжете: Лаура и Отто были убиты кольями, но последний почему-то оказывается жив и поднимается из гроба по зову своего мессира (кстати, а почему взбунтовавшиеся простолюдины не убили его?), в то время как от Лауры остался только скелет. Но стоило только вынуть из костей кол и поджечь его факелом, как племянница графа тут же облеклась плотью и воспряла ото сна. Конечно, требовать от эксплуатационного фильма, снятого малоопытным режиссёром, точности в деталях и согласованности сюжета стоит вряд ли, но всё же его можно было проработать более тщательно. Отметим и ещё одну странность: по какой-то причине у вампирши нет клыков.
На исходе получаса фильма зритель увидит последнюю хоррорную сцену, когда стоящие на замковой стене вампиры воскресят мёртвых слуг графа. Смотрится это весьма неплохо, хотя восставшие «зомби» - это просто мужчины в ночных рубашках. Но практически тут же атмосферность данного эпизода сводится на нет юмором: Отто командует мертвецам построится в шеренгу и бежать вперёд, что нежить и делает под сопровождение весёлой музыки. С этого момента фильм окончательно становится комедийным.
Итак, артисты варьете прибывают в замок, где их уже ожидают троица хозяев, слуги в ливреях и обильный стол с выпивкой. Далее вампиры начинают одного за другим кусать своих постояльцев, те становятся упырями и, в свою очередь, начинают охоту за бывшими коллегами. Также оказывается, что водитель автобуса труппы, оставшийся в нём на ночь с парой девушек, в полнолуние превращается в оборотня (ещё один оборотень живёт в глубоком подземелье замка). Вторая половина фильма посвящена нехитрому действию: вампиры нападают на своих гостей; водитель, в зависимости от того закрыта ли тучами луна, то превращается в оборотня, то становится человеком; напуганная им девушка зовёт на помощь полицейских и т.д. и т.п. Постепенно все артисты становятся кровососами, кроме звезды труппы Этель и её приятеля Карло, которые приложат все усилия, чтобы выбраться из проклятой обители.
Как обстоит дело с юмором? Забавные моменты здесь имеются, наиболее запоминаются два: в одном из них мужчина, мучимый потребностью справить малую нужду, наконец-то находит для этого укромное местечко, но едва он расстёгивает штаны, как откуда-то высовывается рука скелета, стучит ему по плечу и указывает на объявление, гласящее «мочиться запрещено под страхом смерти»; в другом вампиры никак не могут нормально улечься в гроб, потому как из-за увеличившегося количества кровососов, некоторым из них приходится «заселяться» в ящик вдвоём. В остальном же смешное сводится к беготне и кривляниям под развесёлую музыку.
На дворе стоял 1975 год, когда обнажённая натура уже фактически была мейнстримом в западном кинематографе, но в Испании с этим делом обстояло туговато. Посему не стоит надеяться увидеть в «Весёлых вампирах» голых девиц, хотя доля эротизма имеется, но он очень робок и создаётся впечатление, что фильм снимался в 1960-х. Самое смелое здесь - это Этель, некоторое время щеголяющая в лифчике и трусиках. Хотя кто знает, быть может как и в случае с «Ночной оргией вампиров» обсуждаемая лента существует и в «экспортном» варианте.
Актёрский состав для такого рода кино неплох. Длинноногая стройная блондинка Агата Лис играет ту самую Этель, бегающую по замку в нижнем белье, а миловидная брюнетка Мария Хосе Кантудо хороша в роли Лауры, вампирши без клыков. К слову, Кантудо считается первой испанской актрисой, которая снялась полностью обнажённой (фильм La trastienda, 1976). Хорошо смотрится и Хосе Мария Тассо, чей персонаж Отто чем-то похож на ставшего вампиром Чарли Брюстера из культового американского ужастика «Ночь страха» (Fright Night). Безвестный Маркес Де Торо убедителен в роли злого графа, который вышел похожим на Григория Распутина. Друга Этель сыграл опытный Херман Кобос, которого лично я запомнил по роли главного злодея в музыкальном спагетти-вестерне «Lola Colt». Появился на экране и сам Табернеро; если я ничего не путаю, то он играл того самого страждующего облегчиться мужчину.
«Весёлые вампиры из Фёгеля» - дёшево снятый, местами несуразный «клон» «Ночной оргии вампиров» (фильм Климовского, впрочем, можно охарактеризовать ровно теми же самыми терминами), ленты, которая может быть интересна только самым серьёзным поклонникам старого европейского экспло.