Пересадка мозга
- Оригинальное название: Trasplante de un cerebro, Crystalbrain, l'uomo dal cervello di cristallo.
- Производство: Испания-Италия 1970г.
- Режиссер: Хуан Логар.
- В ролях: Эдуардо Фахардо, Симон Андреу, Сильвия Дионизио, Мализа Лонго, Фрэнк Вольф, Луис Индуни, Анхель дель Позо.
«Пересадка мозга» - вторая полнометражная режиссёрская работа испанца Хуана Логара, основной профессией которого было дублирование фильмов для местного рынка (например, он был «голосом» Клауса Кински в фильме Серджио Леоне «На несколько долларов больше»). Картина имеет морально устаревшую тему (научные эксперименты и пересадка мозга, которые были популярны в 1950-е – начале 1960-х), но подано всё это в весьма необычном ключе, свойственном европейскому кино того времени, с примесью идей из знаменитого фильма ужасов «Руки Орлака» (Orlacs Hände, 1924). Не стоит обращать внимание на слова некоторых ресурсов о том, что этот фильм имеет отношение к джалло или криминальному кино. Ничего подобного здесь и в помине нет.
В Италии картина была переименована в «Человек с кристальным мозгом», что одновременно намекало на джалло (странное название, которые часто давали таким фильмам) и могло носить некий метафорический характер, который становится ясен после простора самого фильма. Картина имела очень ограниченный кинотеатральный прокат и совсем мало релизов на видео, поэтому в настоящее время остается своеобразным раритетом (в хорошем качестве не найти).
Главный герой, судья Клифтон Рейнольдс (Эдуард Фахардо), работает, не покладая рук и очень сурово относится ко всем видам преступников. Этот человек уже давно страдает от непрекращающихся головных болей и в один день жена с трудом заставляет его пойти к врачу. Диагноз неутешительный – опухоль мозга. Жить пациенту осталось считанные дни, но странное спасение приходит в обличии доктора Чемберса (Фрэнк Вольф), который предлагает пересадить мозг обреченного на смерть парня Джинетто (Симон Андреу) в голову судьи и тем самым спасти ему жизнь. Получив согласие от брата Джинетто, врач проводит операцию, которая на первый взгляд кажется успешной. Но ведь мозг в голове судьи принадлежит неизвестному парню и со времени к нему начинают возвращаться образы из памяти покойного, что превращает жизнь главного героя в настоящий кошмар…
Хуан Логар снял совсем мало фильмов и в большинстве своём это были дешевые картины, самой известной из которых стала «Два мужчины для Алексы» (Due maschi per Alexa, 1971). Не стал исключением и обозреваемый фильм, который на момент публикации материала был доступен лишь в среднем качестве, в виде композита, нарезанного из разных источников.
События развиваются очень медленно. Поначалу авторы уделяют много внимания жизни судьи, его взглядам и отношениям с женой. После операции также будет долгий период реабилитации, который будет сопровождаться вспышками из прошлого предыдущего владельца мозга. И только после этого главный герой окончательно решит для себя, что он уже не Клифтон Рейнольдс, а Джинетто Ламберти, молодой парень, который приехал в Великобританию из Италии, чтобы заработать денег и вернуться к своей невесте домой. Он связался с мафией, хотел покинуть её ряды и погиб при невыясненных обстоятельствах. И вот теперь его разум оказался в теле совершенно другого мужчины, да ещё и куда старше его самого. Страдая от безысходности своего положения, Джинетто-Клифтон решает совершить последнее путешествие в Италию, чтобы рассказать своей невесте правду о её женихе…
Основной фокус этого фильма сосредоточен на душевных страданиях главного героя. С каждым днём в его голове проявляется всё больше и больше воспоминаний из жизни Джинетто и постепенно он осознает, что и в самом деле является Джинетто, только в теле престарелого судьи. Показано всё это весьма интересно, хотя и неидеально. Думаю, что авторам не мешало бы добавить больше «безумия», драматизма, а также создать романтическую линию, которая, вроде бы, и начинается (протагонист едет к своей невесте, чтобы сообщить ей, что он – не предатель), но бездарно обрывается неумелыми попытками героя рассказать девушке правду. Вместо того чтобы подготовить её к разговору, быть осторожным, уже представившийся другом Джинетто человек пытается чуть ли не изнасиловать её на пляже. Это, конечно же, смотрится весьма глупо и является серьезным проколом сценаристов.
Действия в фильме мало, убийств практически нет, как нет и обнаженки. Но всё это компенсирует весьма интересный и эффектный финал. Хотя уверен, что серьезные любители итальянского и испанского кино того времени имеют все шансы заранее предугадать развитие событий. Музыкальное сопровождение, как мне показалось, частично взято из других фильмов. Правда, я не смог вспомнить, каких именно.
На главную роль был приглашен ветеран итальянского и испанского кино того времени Эдуардо Фахардо. На мой взгляд, это был не самый лучший выбор. Тут нужно было серьезно дорабатывать сюжет в пользу большей эмоциональности и подбирать более эффектного актёра. Мне кажется, что в более качественной продукции с таким сюжетом хорошо бы смотрелся Энрико Мария Салерно... Симон Андреу выступил в роли человека из воспоминаний Джинетто Ламберти и имеет не так много экранного времени. То же самое касается и Сильвии Дионизио, сыгравшей его невесту. Фрэнк Вольф отлично воплотил на экране образ ученого-врача, который помимо всего прочего, ещё и рассуждает о морали и допустимости её попрания ради науки.
«Пересадка мозга» - фильм с изначально интересной историей, но слабоватый сценарий, дешевизна постановки и не совсем тот актёр в главной роли превращают его в крепкий середнячок, который будет интересно посмотреть поклонникам европейского кино того времени.