Щупальца
- Оригинальное название: Tentacoli, Tentacles.
- Производство: Италия-США 1977г.
- Режиссер: Овидио Дж. Ассонитис (Оливер Хеллманн).
- В ролях: Джон Хьюстон, Шелли Уинтерс, Бо Хопкинс, Генри Фонда, Делия Боккардо, Шерри Бьюкенен, Клод Эткинс, Франко Диоджене.
Решив не останавливаться на своём плагиате «Изгоняющего дьявола» под названием «Кто ты?» (Chi sei?) итальянский режиссёр греческого происхождения Овидио Дж. Ассонитис в 1976 году приступает к съёмкам очередного подражания успешной картине под названием «Щупальца». Нетрудно догадаться, что объектом подражания были знаменитые «Челюсти» Стивена Спилберга.
Говорят, что на создание полноценной модели гигантского осьминога был потрачен миллион долларов. Но как только эту модель опустили в воду, она сразу же пошла ко дну. Бюджет остальной части фильма, судя по данным IMDB, оказался всего 700 000$ и никакой полноценной модели осьминога мы уже не увидим.
Действие фильма происходит в солнечной Калифорнии, куда каждое лето прибывает несколько тысяч туристов, чтобы поплавать в море, позагорать на пляже и просто отдохнуть. С недавнего времени на пляже начали пропадать люди, а позже купающиеся находят изуродованный труп дайвера. Местный шериф Робардс (Клод Экинс) начинает расследование, которое особо ни к чему не приводит. Журналист Нэд Тёрнер (Джон Хьюстон) подозревает, что виной тому деятельность руководства местной платформы, которая бурит дно, но нечистый на руку президент компании (Генри Фонда) всячески отрицает свою причастность к этим смертям. Впоследствии становится ясно, что виной всему непонятно откуда взявшийся гигантский осьминог, который поначалу скрывался в прибрежных водах, а теперь уже открыто начинает нападать на людей и мелкие судна. Местные океанолог Уилл Глисон (Бо Хопкинс) решает бросить ему вызов и берет в помощники двух дрессированных касаток…
Оригинальная версия фильма идет более 100 минут. В США ещё частично подрезали и сократили примерно до 90 минут. И это тот случай, когда хочется полностью согласиться с теми, кто это сделал. При такой большой продолжительности фильм содержит слишком мало действия, саспенс вообще отсутствует, как и насилие. Сценарий, над которым работал опытный Тито Карпи и неопытные Джером Макс и Стивен Карабастос (специализировавшийся на сериалах) из рук вон плох и представляет собой набор кое-как связанных между собой историй и эпизодов. Вместо того чтобы сосредоточиться на борьбе людей с гигантской подводной тварью, авторы пытаются показать отношения журналиста и его сестры, даже привнося немного юмора в эти сцены. Попутно раскручиваемая линия с бурением дна и президентом крупной компании постепенно сходит на нет и во второй половине фильма мы больше о ней ничего не услышим. Также быстро авторы переводят фокус с журналиста на океанографа, причем репортера во второй половине фильма мы почти не увидим. Возможно, авторы хотели имитировать стиль «Челюстей» Спилберга, сделать свой фильм более масштабным, раскрыть характеры героев, но потерпели фиаско и превратили его в сборную солянку из разговорных сцен, которые лишь иногда «прерываются» плохо снятыми эпизодами с нападением на людей и мелкие лодки. Всё это очень быстро наскучивает и со временем становится понятно, зачем эти сцены были в сценарии (об этом чуть ниже, когда дойдем до актёрского состава).
Что же касается действия, то тут всё также плачевно, как и со сценарием. Никакого жестокого насилия здесь не будет. В большинстве случаев люди просто падают в воду и нам показывают её бурление; какие-то инциденты вообще остаются за кадром и лишь иногда нам продемонстрируют «картонную» голову осьминога или же его щупальца, т.е. щупальца настоящего осьминога в сильно увеличенном размере. Сцена нападения на лодку выглядит смехотворно и даже в DVD качестве видна некачественно увеличенная модель. Финальные сцены ещё смешнее, особенно участие касаток, которые в «ответственные» моменты также оказываются некачественно сделанными моделями. Самого же осьминога в основном не показывают, а если и показывают, то это настоящий мертвый осьминог, которого авторы купили на местном рынке, либо же увеличенная модель. Но повторюсь, что для картины такой категории и такой продолжительности действия и сцен с подводной тварью крайне мало.
Музыкальное сопровождение Стельвио Чиприани тоже не идет на пользу фильму и представляет собой веселые ритмичные мелодии, которые убивают и без того почти отсутствующий саспенс и прекрасно подошли бы к какой-нибудь молодежной комедии, но никак не к картине о морском чудовище. Чиприани – талантливый композитор, автор массы отличных саундтреков, но здесь его музыка совершенно неуместна.
Чуть выше я упомянул о том, что понял, почему авторы понаписали кучу сцен с диалогами и добавили сюжетные линии с президентом компании и сестрой журналиста. Овидио Ассонитис хотел привлечь зрителя участием звезд первой величины и для них нужны были персонажи. Он не мог позволить себе актёров на пике славы, поэтому решил ограничиться «постаревшими» звездами прошлого, которые на старости лет соглашаются сниматься почти в любом кино. Джон Хьюстон сыграл журналиста, который поначалу является чуть ли не главным героем фильма и ведет расследование не хуже местного шерифа, а потом очень быстро пропадает из поля зрения. Его сестру сыграла Шелли Уинтерс, героиня которой большую часть времени носится с детьми и генерирует небольшую долю неуместного юмора. Генри Фонда, сцены с участием которого были сняты за один день, сыграл президента корпорации. Экранного времени у него крайне мало и большую его часть он говорит по телефону или сидит за столом. Авторы планировали ещё пригласить Юла Бриннера, но тот не смог из-за плотного графика. Оно и к лучшему. Женские роли достались знакомым по ряду итальянских фильмов актрисам Делии Боккардо и Шерри Бьюкенен.
От подобного кино ждёшь именно действия, а не болтовни пусть и звезд первой величины, лишь иногда прерываемой какими-то невнятными нападениями непонятно кого на людей и лодки. Щупальца» - неоправданно затянутое, некачественно снятое кино с ужасным сценарием и совершенно неуместной музыкой. Поклонники «Челюстей» и их подражаний могут ознакомиться с этим творением, чтобы, так сказать, быть в курсе, а остальным даже не советую браться за просмотр этого объективно слабого творения.