Main Reviews
top

Проклятье

bottom
Telesm Telesm
  • Оригинальное название: Telesm, The spell.
  • Производство: Иран 1987г.
  • Режиссер: Дариуш Фарханг.
  • В ролях: Джамшид Машаекхи, Атила Персинани, Парвиз Пурхоссейни, Соганд Рахмани, Сьюзан Таслими.
bottom

Иранское кино – неизвестная и неисследованная часть мировой кинокультуры. Во многом этому препятствует религиозное мракобесие, захватившее власть в стране в конце 1970-х и поместившее все фильмы, снятые в светском Иране, под запрет. После этого в стране производились в основном лишь угодные правящей верхушке картины, не представляющие интереса для неиранского зрителя. Однако даже при таком душном режиме встречаются исключения, одним из которых стала картина 1987 года под названием «Проклятье».

Telesm Telesm

Этот ныне преданный забвению фильм в своё время показывали на кинофестивалях в таких городах как Москва (1987 год), Лондон (1988 год), Умео (Швеция, 1989 год), Гент (Бельгия, 1989 год), а также в Гонконге. С тех пор картина пропала, и больше её никто не видел. До наших дней дошла гибридная запись, частично состоящая из VHS источника и очень старой телетрансляции. И, естественно, она доступна только на персидском языке, что ещё больше сужает круг потенциальных зрителей и затрудняет просмотр. Но автор данного обзора решил последовать рекомендации посетителя его сайта и посмотреть сие творение…

Фильм начинается со свадьбы в небольшой деревне, после которой жених и невеста садятся в повозку и отправляются в другой населенный пункт, где планируют обосноваться и жить. По дороге началась буря, из-за которой продолжение путешествия оказалось невозможным, поэтому молодожены решили постучаться в двери одинокого старинного особняка и попросить ночлега. Хозяин особняка Шаздех разрешает им погостить в своём имении. Постепенно зритель узнает, что его жена пропала сразу после свадьбы, а ещё чуть позже пропадает и супруга главного героя. Разгадка всех этих событий кроется в светлой комнате с зеркалами, откуда есть потайной ход в отдельную часть особняка, таящую в себе опасные секреты…

Telesm Telesm

Политическая и религиозная среда Ирана никогда бы не позволила авторам снять полноценный фильм ужасов, поэтому режиссёр Дариуш Фарханг постарался сделать всё, чтобы его детище одновременно смотрелось как безобидное приключенческое кино и в то же время постоянно намекало о сверхъестественном. В конце концов, режиссёр всё же привнес мистические нотки в финал картины, которые опять таки можно трактовать двояко и в случае чего объяснить властям, что под этим подразумевались вполне земные вещи. Хотя уверен, что большинство западных зрителей безошибочно разглядят мистику в этом творении.

Пролог в деревне в визуальном плане слегка выбивается из общего повествования. Некое подобие традиционной деревенской свадьбы не очень вяжется с остальной частью фильма, показывающей жизнь погрязших в декадансе остатках древнего аристократического рода. Здесь картина очень сильно напоминает европейские готические ленты, хотя и не так красива и мрачна в плане атмосферы. Она, скорее, смотрится как страшная сказка для взрослых, которая, однако, не содержит ни жестоких убийств, ни обнаженки. Почти весь фильм посвящен жизни главных героев в особняке Шаздеха, а остальная его часть – попыткам главного героя разгадать тайну зеркальной комнаты и его поискам своей супруги. Разгадка эта весьма интересная и опять отсылает нас к западной культуре, а именно в начало 1930-х годов, когда на экраны США вышел фильм Джеймса Уэйла «Старый тёмный дом» (Ther old dark house, 1932).

Режиссёр определенно знал о существовании чёрно-белой картины студии Universal и наверняка видел её, ибо по сути «Проклятье» является её очень вольной интерпретацией с заточенным под иранские реалии сюжетом и сильно измененным развитьем событий. Количество действующих лиц здесь сокращено до минимума, а женских персонажа всего два – супруга главного героя и заточенная в потайных помещениях особняка жена Шаздеха (в американской ленте в заточении держали мужчину). В остальном же картины очень сильно отличаются. В «Проклятье» нет юмора, сама по себе лента снята гораздо серьезнее, а события в ней развиваются крайне медленно, что вкупе с отсутствием перевода отпугнет 99,9% потенциальных зрителей. Но в то же время фильм может похвастаться неплохим визуальным рядом, попытками авторов передать атмосферу западных готических картин и необычным финалом.

«Проклятье», на мой взгляд, вполне достойное творение, которое при наличии перевода можно было бы смело рекомендовать всем любителям экзотического, мистического, готического кино. Лично мне очень понравилась атмосфера, визуальный ряд, призрачный вид пленницы особняка и отсутствие юмора, который испортил картину Джеймса Уэйла…

Telesm Telesm
Telesm Telesm
Telesm Telesm
Telesm Telesm
Материал опубликован: 31 августа 2018 года