Захват Кристины
- Оригинальное название: The taking of Christina, A Date with Death, Adultress Abduction.
- Производство: США 1975г.
- Режиссер: Арманд Уэстон.
- В ролях: Роджер Кейн (Эл Левитский), Эрик Эдвардс, Бри Энтони, Терри Холл, Крис Джордан, Си. Дж. Лэнг.
Арманд Уэстон вначале состоялся как талантливый художник, активно работавший с 60-х годов, создавая плакаты, графику для мужских журналов и пр. Хотя кинопроизводство было для него побочной деятельностью, он добился успеха и в этой сфере. Кинолюбителям, в чьи интересы не входит cinema X, Уэстон известен как режиссёр хоррора «Дом ужаса» (The Nesting, 1981), хотя его настоящим призванием стали именно фильмы для взрослых. Начав с полудокументальной ленты «Личное» (Personals, 1971), рассказывавшей об эротоманах, дававших объявления в подпольную нью-йоркскую газету, Уэстон стал быстро прогрессировать, сняв за несколько лет ряд фильмов, обеспечивших ему видное место в топе американских порномейкеров. Вершиной Уэстона однозначно признаётся роскошный XXX «Съём» (Take Off, 1978), литературной основой которого был скандальный роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Мы же поговорим о суперэротике «Захват Кристины», снятой в 1976 году и представляющей собой смесь XXX с rape and revenge.
Главная героиня фильма - Кристина - молодая симпатичная девушка, которой совсем скоро предстоит замужество. Кристина настроена весьма романтично, а потому между ней и её женихом Ларри ещё не было секса. За неделю до бракосочетания девушку прямо на улице похищают двое изгоев, отвозят в пустующий дом и насилуют. Конечно же, за содеянное их ждёт кровавая расплата...
Колоссальный успех «Жажды смерти» (1974) Майкал Уиннера породил немало подражаний, в том числе и порнографических, но далеко не все из них могли похвастаться оригинальным сюжетом. «Захват Кристины» как раз выделяется на фоне этой однообразной продукции тематики r'n'r.
Примерно половина этого 75 - минутного фильма посвящена довольно тщательному выписыванию действующих лиц. Кристина, как уже говорилось выше, романтичная девушка. Она очень любит своего жениха и регулярно погружается в эротические грёзы о замужестве и первой брачной ночи. Несмотря на это девушка твёрдо намерена быть девственницей до свадьбы и просит Ларри дать ей возможность ещё неделю оставаться «чистой». Ещё одним небольшим штрихом образа Кристины служит краткий эпизод выхода пары из кинотеатра: Кристина говорит жениху, что её возмущает льющееся с экранов насилие.
Параллельно с Кристиной выписываются образы её жениха и бандитов. Внешне Ларри с пониманием относится к воззрениям невесты на целомудрие до брака, но на самом деле он не в восторге от такой ситуации. Сразу после свидания с возлюбленной Ларри идёт в сомнительный бар, где знакомится с проституткой и с возбуждением лицезреет танец полуголой девушки на барной стойке. В этот раз мужчине удаётся справиться с наваждением и он покидает злачное место.
Сонни и Фрэнк - парочка маргиналов, путешествующих по стране на автомобиле и добывающих деньги криминалом. Их интересы сводятся только к женщинам и выпивке. Но если Сонни сравнительно безобиден, то его подельник - опасный психопат. Он без раздумий убивает сотрудника заправки, заставшего его при воровстве денег из кассы; садистски обращается с одной из «снятых» проституток, причём его другу приходиться приложить немало усилий, чтобы утихомирить этого полудегенарата. Быстро спустив на спиртное и «ночных бабочек» добытые на заправке деньги, криминальный тандем обосновывается в пустующем летнем домике, чтобы вскоре вновь выйти на поиски денег и секса. Тут им и попадается Кристина, одиноко ожидающая Ларри после работы. Как раз в этом месте фильм становится совсем уж нетипичным: по логике вещей, приехавший за невестой и не обнаруживший её жених, должен был сразу же броситься на поиски возлюбленной, и, выяснив, что с ней произошло и где она находится, освободить её, жестоко отомстив преступникам за её похищение и поругание.
На деле же персонаж Ларри исчезает из повествования, но прежде он покажется в неприглядном виде: немного понервничав из-за исчезнования Кристины, мужчина отправляется в тот самый бар, где выпивает и вступает в связь с проституткой. Режиссёр чередует друг с другом две секс-сцены: Ларри с барной жрицей любви и Кристины, насилуемой Сонни. Выходит, что для мужчины превалирующим аспектом отношений с возлюбленной был именно секс, не получив которого от невесты, он получил его от продажной женщины. Спасение же утопающих становится делом рук самих утопающих, и Кристина должна будет выбираться из лап бандитов самостоятельно.
Художественная «закваска» Уэстона нередко ощущается и в его хардкорах, особенно это касается сексуальных сцен. Достаточно посмотреть на эпизоды с coitus'ами в том же «Съёма» или «Раскрой меня, детка» (Expose me, lovely), чтобы убедиться насколько эстетично они поставлены и сняты. Но в «Захвате» Уэстон-художник проявляется минимально. Режиссёр создаёт мрачную, гнетущую атмосферу тёмного и заснеженного Нью-Йорка. От экранной картинки временами буквально веет холодом и безнадёжностью.
Режиссёр рассказывал, что ему было непросто работать в условиях требований продюсеров. Последние хотели, чтобы в ленте было как можно больше возбуждающего секс-контента, причём это касалось и сцены изнасилования. Уэстон же считал, что частый показ эпизодов с порно просто напросто «растворит» в себе драматическую составляющую истории. К тому же он полагал рискованным снимать сцену надругательства так, чтобы она выглядела возбуждающей. Можно сказать, что режиссёру удалось найти оптимальную пропорцию между ХХХ и «не-XXX»: фильм не превращается в бесконечную череду порнографических сцен. Нельзя назвать возбуждающей и сцену насилия над Кристиной; она скорее отталкивающая. Хардкор-контент строго ограничен «классикой» и о/с, ничего подобного тому, что было в некоторых картинах Зебеди Кольта или Шона Костелло, здесь нет. Финал фильма можно назвать gore.
Несколько слов о влиянии на «Жажды смерти» на «Захват Кристины». Мнение о том, что многие западные r'n'r - фильмы, появившиеся после нашумевшего проекта Уиннера, были вдохновлены именно им, является чуть ли не априорным. Тот факт, что в одном из эпизодов картины Уэстона появляется большой плакат с изображением Чарльза Бронсона, однозначно трактуется как прямое указание режиссёра на «первоисточник». Показ же небольшого текста после титров, в котором говорится, что фильм основан на реальном инциденте, имевшим место быть 1-3 октября 1974 года в Калифорнии, всерьёз не воспринимается. Но в августе 2013 года Джо Рубин, признанный эксперт в области американского кино для взрослых, давая небольшое интервью одному чикагскому изданию, рассказал, что «Захват Кристины» - это адаптация реальной истории женщины по имени Инес Мартинес. Мартинес была похищена и изнасилована двумя мужчинами, после чего, изобразив «стокгольмский синдром», убедила их в том, что хочет присоединиться к ним. Преступники отпустили женщину домой, чтобы она собрала свои вещи, но вместо вещей она взяла пистолет, из которого и застрелила своих мучителей. Если информация Рубина верна, то «Захват Кристины» не есть очередной парафраз «Жажды смерти», хотя такой вывод напрашивается сам собой и из-за явных стилевых различий: в картине Уэстона нет череды насильственных кадров, принимающих самодовлеющий характер.
Актёрская команда состояла из завсегдатаев американского adult - кино. Роль Кристины отлично исполнила симпатичная брюнетка Бри Энтони. Терри Холл и Си Джей Лэйнг отметились в роли проституток.
«Захват Кристины» - необычный представитель r'n'r. Иногда его ругают за отсутствие действия, но это скорее не минус, а плюс, потому что его режиссёр имел собственное видение и не пошёл на поводу у продюсеров, желавших выпустить в прокат очередную поделку, наполненную сексом и насилием, заключёнными в тонкую обёртку формального сюжета.