Старблэк
- Оригинальное название: Starblack, Johnny Colt, Black Star.
- Производство: Италия-ФРГ 1966г.
- Режиссер: Джованни Гримальди.
- В ролях: Роберт Вудз, Ренато Россини (Говард Росс), Эльга Андерсен,
Франко Лантьери, Елена Жигон, Харальд Вольфф, Андреа Скотти, Марианн Туч, Эудженио Галадини.
В итальянском кинематографе Джованни Гримальди состоялся как плодовитый мастер комедий, которых он наснимал почти полтора десятка, часто с участием тогдашних звёзд экранного юмора - Франко Франки, Чиччо Инграссии и Ландо Будзанки. Но начинал свой режиссёрский путь Гримальди с вестернов. Российским поклонникам жанра более всего известен фильм «В тени кольта» (All'ombra di una colt, 1965), ставший доступным с русским переводом в самом конце нулевых, а вот среди западных любителей СВ больше всего котируется «Старблэк» (Starblack, 1966) - вторая и предпоследняя ковбойская лента сицилийца.
Джонни Блайт вместе со своим верным другом, глухонемым по имени Джоб, возвращается в родные места после трёхлетнего отсутствия, и застаёт неприглядную картину: вся округа стонет от гнёта местного банкира и владельца салуна Карри, ссужающего людям деньги под большой процент в залог их имущества, и натравливающего на неудачливых должников своих безжалостных головорезов. Но гораздо худшая новость ожидает Джонни дома: он узнаёт, что его отец трагически погиб, а мать вышла замуж за местного судью, приходящегося Блайту дядей. Вместе с тем Джонни становится известно, что в округе активно действует некто Старблэк - отважный стрелок с лицом, полностью скрытым тёмной маской, успешно защищающий местных жителей от произвола Карри и его боевиков...
«Старблэк» был снят в 1966 году, во время, которое можно было бы назвать для вестерна «переходным»: местные режиссёры, с одной стороны, уже далеко не всегда старались копировать классический американский вестерн, но с другой - так же далеко не всегда могли создавать что-то совсем оригинальное, как бы балансируя между двумя стилевыми полюсами. Второй вестерн Гримальди как раз и обладает рядом черт этой «переходности». Рассмотрим это более подробно.
Сюжет «Старблэка» - борьба ярко выраженного положительного героя против злодеев - чисто американский. Примечателен и образ протагониста - он явно списан с таких американских персонажей как Зорро и Одинокий Рейнджер, только вместо узкой маски он носит сплошную, а вместо буквы Z оставляет в качестве метки шестиконечную (шерифскую) звезду, выкрашенную в чёрный цвет. К американским заимствованиям можно отнести также наличие мелодраматического романтизма (в Старблэка влюблена местная красавица Кэролайн, которую добивается Карри) и эпизод с исполнением Джонни песни под аккомпанемент гитары.
От «спагетти» «Старблэк» имеет высокий уровень насилия. На протяжении фильма имеет место быть не менее 52 смертей плюс режиссёр местами показывает жестокие сцены типа избиения до крови кнутом, протыкания кистей рук и глаза брошенными клинками, угрозы бандита застрелить ребёнка, если его мать откажется лечь с ним в постель.
Почти 93-х минутный хронометраж насыщен качественным действием, которое стартует уже на 8-й минуте массовой дракой в салуне, но всё же оно не идёт в режиме non-stop, оставляя место для некоторых других интересных вещей. Так, Джонни узнаёт, что смерть его отца была вовсе не случайностью, а умышленным убийством, после чего начинает вести собственное расследование, медленно, но верно приближаясь к разгадке. В это же время Карри и его банда ведут ожесточённую борьбу со Старблэком, являющимся единственным препятствием на пути к абсолютной власти. Наблюдать за этим весьма интересно, в том числе и из-за неизвестности личности народного мстителя. Развязка всего этого будет довольно любопытной, так как некоторые лица окажутся вовсе не теми, за кого себя выдавали.
Возвращаясь к действию, нужно отметить касающийся его нюанс. Большинство action'а сводится к тому, что положительные персонажи (Старблэк, Джонни Блайт и Джоб) пачками уничтожают плохих парней, причём последние не могут противопоставить им ничего. В фильме не раз можно увидеть сцены, когда бандиты стреляют в борцов за добро чуть ли не в упор и не попадают, в то время как их визави демонстрируют просто феноменальную результативность. В этом смысле наиболее примечательны два эпизода. В одном из них Старблэк атакует бандитов, потрошащих набитый деньгами банка дилижанс, запросто расправляясь в одиночку с одиннадцатью пистолеро; в другом Джонни уворачивается (!) от пуль врага, стреляющего в него чуть ли не с трёх метров.
Визуальный ряд картины красив, хотя он и не походит на традиционные пейзажи вестерна из-за доминирования в нём насыщенного зелёного цвета. Автором простого, но приятного музыкального сопровождения, стал опытный композитор Бенедетто Гилья.
Главную роль сыграл один из ярких представителей обосновавшейся в Италии американской актёрской колонии - Роберт Вудз, приведённый в жанр испанцем Альфонсо Балказаром. К игре Вудза не может быть никаких претензий, что неудивительно, ибо буквально с первых шагов в ковбойском кино он зарекомендовал себя как профессионал высочайшего уровня. Запоминающийся образ - глухонемого и глуповатого, на первый взгляд, Джоба - удалось создать Ренато Россини. Немецкая фотомодель Эльга Андерсен хорошо сыграла гордую красавицу Кэролайн Уильямс, а Франко Лантьери был убедителен в образе циничного банкира-негодяя Карри. Появилась здесь и Елена Жигон - югославская актриса, сыгравшая Мануэлиту Фостер - женщину, изнасилованную бандитом, угрожавшим убить её маленького сына, которая чуть позже радикально отомстила своему обидчику при помощи Старблэка.
«Старблэк» - очень хороший ранний СВ, удачно сочетающий в себе как американские, так и итальянские черты. Эта картина не претендует на статус шедевра, но она обязательно должна понравиться всем любителям жанра, которые хотели бы скоротать полтора часа за просмотром добротного ковбойского фильма с обильным качественным действием и интересным, динамично развивающимся, сюжетом.