Кровавая тень прошлого
- Оригинальное название: Solamente nero, The bloodstained shadow.
- Производство: Италия 1978г.
- Режиссер: Антонио Бидо.
- В ролях: Лино Каполиккьо, Крэйг Хилл, Стефания Казини, Массимо Серато,
Джульет Мэйньель, Лаура Нуччи, Аттилио Дузе, Луиджи Казеллато, Сониа Вивиани, Антонио Бидо (нет в титрах).
Через год после своего дебюта, которым стал джалло под названием «Кошка с нефритовыми глазами» (Il gatta dagli occhi di ghiada, 1977), режиссёр Антонио Бидо снимает вторую работу в этом же жанре – «Абсолютная тьма», более известную под названием «Кровавая тень прошлого».
Молодой профессор Стефано Д'Арканджело (Лино Каполиккьо) приезжает на остров Мурано (Венеция), где живет его брат-священник Паоло (Крэйг Хилл). В этих местах прошло детство Стефано и именно в те годы он стал свидетелем жуткого убийства девушки, которое оставило глубокую травму в его психике. И не успел он вернуться в родные края, как в первую же ночь некто убивает местного медиума. За этой сценой наблюдал Паоло и теперь убийца каким-то образом прознал о том, что он является единственным свидетелем, и начинает слать письма с угрозами. Также неизвестный пробирается в дома разных людей и забирает все копии (даже бумажные) одной странной картины, на которой изображен Дьявол, склонившейся над девушкой. Каждого, кто приблизится к тайне этого маньяка, ждёт смерть. И самое главное – у него такой же почерк, как у того, кто убил девушку в детстве главного героя…
Создавая сценарий к этому фильма, Антонио Бидо, скорее всего, был вдохновлен работами Дарио Ардженто, ибо в сюжете прослеживаются нотки ряда его знаковых картин, таких как «Птица с хрустальным оперением» и «Кроваво-красное». Стефано был свидетелем убийства, но из-за полученного шока забыл большую часть деталей. Нет, они не исчезли навсегда из его головы, а были запрятаны глубоко в подсознание. Весь фильм этот человек пытается вспомнить важные моменты того страшного события, найти хоть какую-то зацепку, но удастся ему это только ближе к финалу, когда появится нужный стимул, о котором знает убийца и пытается его скрыть. Я бы не сказал, что Бидо копирует Ардженто… скорее, он вдохновляется его идеями и пытается сделать что-то своё. Это идет на пользу фильму, ибо авторам удалось создать хорошую детективную интригу и запутанный сюжет, в котором будет масса ложных ходов и неожиданных откровений, а главное – всё более-менее логично.
Что же касается визуальной составляющей и канонов жанра джалло, то здесь дела обстоят куда хуже. Картина смотрится как дешевая версия лучших работ Ардженто. Главным образом, такое впечатление создается из-за того, что авторы не смогли создать нужную загадочную атмосферу. Несмотря на то, что картина снята в красивых местах, на одном из островов Венеции, авторы не использовали прекрасную возможность показать призрачный и загадочный город, в котором орудует неизвестный маньяк. Большая часть действия происходит в дневное время суток, визуальный ряд не может похвастаться призрачной красотой или какими-либо необычными решениями. В общем, по большей части данный фильм смотрится как детектив, а не как джалло. А уж сцены с маньяком, о котором я расскажу ниже, только подтвердят мои слова.
При продолжительности почти в 110 минут за весь фильм маньяк совершит всего несколько убийств. Сцены с его участием достаточно кротки, а самого его показывают крайне редко. Загадочная чёрная фигура убийцы в перчатках – неотъемлемый атрибут жанра, но тут мы увидим её всего несколько раз. Более того, все убийства в этом фильме абсолютно бескровны и неизобретательны. Банальное удушение, протекание сердца алебардой, убийство с помощью моторной лодки (смотрится очень неестественно) – всё это показано настолько целомудренно и кратко, что немного разочаровывает.
Некоторые источники утверждают, что музыку к этом фильму писала группа Goblin, другие говорят, что музыканты всего лишь играли написанный Стельвио Чиприани саундтрек. В титрах стоит только имя Чиприани, но на диске с саундтреком написано, что записывала эту музыку действительно группа Goblin. Забавно, но факт, часть мелодий также можно услышать в фильме Стельвио Масси «Неудобный полицейский» (Un poliziotto scomodo), который вышел в декабре того же 1978 года.
На главную роль был приглашен Лино Каполиккьо, хорошо знакомый по прекрасному фильму Пупи Авати «Дом со смеющимися окнами» (La casa dalle fenestre che ridono, 1977). Честно говоря, он слишком молод для того, чтобы называться «профессором», но исполняет свою роль хорошо. Его экранной подругой была Стефания Казини. Не знаю, зачем авторы позвали именно её, мне кажется, можно было найти кого-нибудь посимпатичнее. Но главной звездой здесь для меня является Крэйг Хилл, сыгравший Паоло. Он харизматичен и на порядок лучше остальных исполняет свою роль.
При всех минусах, описанных выше, могу сказать, что картина смотрится с интересом, интрига затягивает зрителя, догадаться, кто убийца, практически невозможно, а финальная развязка, хоть и очень скоротечна, но всё же производит должное впечатление на зрителя. Поэтому я бы не стал сильно ругать этот фильм, а причислил бы его к разряду крепких работ, которым далеко до шедевра, но которые всё же подарят массу удовольствия любителям жанра. Начинать своё знакомство с джалло с этого фильма не стоит, но если вы, как говорится, уже «в теме», то можете смело браться за его просмотр.