Умираешь лишь однажды
- Оригинальное название: Si muore solo una volta.
- Производство: Италия-Испания-ФРГ 1967г.
- Режиссер: Джанкарло Ромителли (Дон Рейнольдс).
- В ролях: Рэй Дэнтон, Памела Тюдор, Марко Гульелми, Хулио Пенья,
Сильвия Солар, Дада Галлотти, Росселла Бергамонти, Марио Брега.
Примерно к середине 1960-х гг. в эксплуатационном итальянском кинематографе сложился тренд на шпионские фильмы, порождённый триумфальным шествием по миру бондианы. На Аппенинах эта мода была в фаворе в течение трёх лет (1964-1967), после чего начался её быстрый закат. Одним из отметившихся на поприще spyghetti был практический безвестный Джанкарло Ромителли. В 1966 году он снял свой первый spionaggio «Марк Донен, агент Дзета 7» (Mark Donen Agente Zeta 7), а год спустя закончил роман с этим субжанром картиной «Умираешь лишь однажды», название которой явно перекликалось с романом Яна Флеминга «Живёшь только дважды» (You Only Live Twice, 1964), который вскоре был экранизирован Льюисом Гилбертом. По достоверной информации Ромителли снял лишь часть фильма и заканчивал работу Ренато Савино.
Агент Майк Голд должен выявить лидеров преступной организации, торгующей оружием по всему миру. Свой путь он начинает в Риме, откуда ему предстоит отправиться в Бейрут...
Деятельность итальянских режиссёров в сфере производства шпионских лент определялась следующими факторами: скудостью бюджета; невысоким, по сравнению с британцами, уровнем мастерства; изменчивой динамикой рынка, вынуждавшей ковать железо пока горячо, что просто не оставляло времени на выработку своего собственного стиля как в случае спагетти-вестерна. По сути, местные умельцы пытались по мере сил и возможностей создать более или менее удачные подражания, для чего нужно было воссоздать и скомпоновать элементы оригинала. Центром конструкции выступал шпион с мужественной и «породистой» внешностью, практически в одиночку сражавшийся со всякого рода негодяями, щедро демонстрируя в ходе этого процесса умение стрелять, драться, уходить от погони, прослушивать и т.д. и т.п.; вокруг главного героя должны находиться симпатичные дамы, непременно им увлекающиеся; нелишним для шпионской истории был и красивый фон, например, какая-нибудь экзотическая страна. Тандем Ромителли и Савино с ученической аккуратностью придерживался этой методики.
Майк Голд стартует в Вечном Городе, где его сразу же опознают и пытаются убить бандиты. Едва добравшись до ливанской столицы, Голд становится свидетелем попытки похищения какой-то девушки, за которую он, естественно, успешно вступается. Спасённая дама представляется Джейн - певицей, приехавшей в Бейрут для работы по контракту. Вскоре они оказываются в постели, но суперагент не поддаётся на уловки новой подружки, прекрасно понимая, что она всего лишь подсадная утка. Джейн становится той ниточкой, разматывая которую, Майк постепенно продвигается к цели. Сначала суперагент выходит на местных бандитов, чьё логово находится в клубе-ресторане La Casbah; на следующий день в порту его ловят сетью и доставляют на Мальту, где и располагается штаб-квартира преступного сообщества, использующего для прикрытия вывеску гуманитарной организации «Фонд Канта». На острове Майк знакомится с агентом восточногерманской разведки Ингрид, которой тоже поручено ликвидировать банду. Голд старается действовать очень осторожно, потому что его коллега, агент Джон Малски, был разоблачён и нейтрализован бандитами (впоследствии выяснится, что на самом деле Малски был завербован торговцами оружием).
Сюжет прописан лишь в общих чертах, в повествовании немало «дыр», но эти недостатки с лихвой компенсируются действием и неплохими пейзажами. Action начинается сразу же и не прерывается почти ни на минуту. Спектр его довольно широк: перестрелки (в том числе и с использованием гранатомёта), драки, погони и взрывы. Из специфических «штучек» запоминаются две: когда главный герой устраивает взрыв на вилле бандитов с помощью газа и когда преступники используют опять же газ, выходящий из-под земли, чтобы ликвидировать окружающую их схрон полицию. Апофеозом всего этого станет финальное сражение Майка Голда с врагами на территории нефтеперерабатывающего завода. Периодически на экране мелькают красивые виды Рима, Бейрута и Мальты плюс режиссёры оказались щедры на эротизм, стараясь как можно чаще снимать разной степени одетости барышень в наиболее интересных ракурсах. Музыкальным сопровождением служат зажигательные мелодии Карло Савина, а вступительные титры идут на фоне песни Che uomo sei, исполняемой восходящей звездой того времени Аннаритой Спиначи.
Главную роль сыграл американец Рэй Дэнтон, который, сверкая белозубой улыбкой, набриолиненными волосами и мускулистым торсом, бесстрашно борется с торговцами оружием и покоряет дамские сердца. Очень неплох Марко Гульельми, сыгравший агента Джона Малски. Из женских персонажей наиболее запоминается Джейн, заслуга в чём принадлежит французской актрисе Сильвии Солар. Вообще же в этом фильме представлена целая россыпь миловидных актрис, чьи имена что-то скажут лишь бывалым поклонникам итальянского кино тех времён: Памела Тудор, Дада Галлотти, Мирелла Памфили, Росселла Бергамонти...
Конечно, придирчивый зритель может назвать «Умираешь лишь однажды» бледной попыткой войти в мир 007, попеняв на алогичность фабулы, оторванность персонажей от контекста, нелучшую хореографию поединков и др., но лично я склонен рассматривать данную ленту как достойное развлекательное кино, способное скрасить досуг. Джанкарло Ромителли и Ренато Савино показали себя умелыми копиистами, сумевшими при ограниченных возможностях выдать крепкую имитацию a la Джеймс Бонд.