Наказание
- Оригинальное название: La punition.
- Производство: Франция-Италия 1973г.
- Режиссер: Пьер-Ален Жоливе.
- В ролях: Карин Щуберт, Амиду, Жорж Жере, Марсель Далио, Клоди Ланж, Анна Жоливе.
В 1971 году французская писательница Ксавьер Лафон (Xavièère Lafont) написала короткий автобиографический роман под названием «Наказание» (La punition), историю о насилии над девушкой, которую в качестве наказания заставили в течение нескольких дней обслуживать любые прихоти приходящих к ней извращенцев. По собственным словам этим романом писательница хотела напомнить о множестве женщин, попавших в схожую ситуацию и страдающих в реальной жизни. Сама она, до того, как начать писательскую карьеру, работала в ночных клубах и, возможно, частично прошла через описанные в книге ужасы…
Уже в 1973 году режиссёр-авангардист Пьер-Ален Жоливе снимает одноименную экранизацию. Это была четвертая и предпоследняя его режиссёрская работа, после которой следовал большой перерыв и последний фильм 1981 года. Все картины режиссёра быстро канули в лету и в наши дни они известны крайне малому количеству зрителей, хотя рецензенты указывают на сходства стиля Жоливе и Алена Роба-Грийе…
Главной героиней фильма является девушка из маленького города по имени Бритт (Карин Шуберт). Приехав в Лион, она надеялась на роскошную жизнь элитной девушки по вызову в большом городе, но попала в руки к мелкому мафиози Раймону (Амиду). В один из вечеров она не захотела исполнять прихоти очередного клиента, чем привела в ярость своего сутенера, которых приказывает отвезти её в одинокий заброшенный дом в пригороде Лиона. Это место является своеобразным Чистилищем для провинившихся девушек по вызову Раймона: каждую лишают одежды и помещают в грязную и пустую комнату, куда будут приходить клиенты, а провинившаяся должна будет исполнять любые их прихоти или будет убита. Постепенно у Бритт возникает Стокгольмский синдром и ей начинает нравиться то, что с ней делают, а ближайший помощник Раймона Мануэль (Жорж Жере) влюбляется в неё и решает организовать побег…
Картина начинается с показа сцен на вечеринке. Эти сцены показаны в авангардном, местами сюрреалистическом ключе под зажигательную музыку, заставляя зрителя думать, что его ждёт странное и динамичное зрелище. Именно в прологе нам показывают кровавое убийство и побег главных героев, а дальше действие переносится на несколько дней назад, манера подачи материала меняется, и авторы начинают рассказывать историю главной героини с самого начала.
По сути, почти весь фильм – это и есть показ жизни Бритт в комнате для наказаний. Большую часть экранного времени она проведет в полуобнаженном или обнаженном виде, а в качестве «действия» авторы предлагают нам визиты различных больных личностей с особыми запросами. Садомазохист, жаждущий, чтобы его отхлестали, любитель переодеваться в священника и отпускать грехи «сзади», садист, любящий причинять боль, и тому подобные личности. Среди них будут известные и уважаемые люди, с радостью приезжающие в это место, чтобы удовлетворить свои болезненные желания вдали от посторонних глаз и не запятнать репутацию.
Несмотря на то, что почти весь фильм главная героиня будет почти голой, а само повествование сводится к показу визитов различных клиентов, эротики, как таковой здесь нет. Более того, скажу, что большинство этих сцен отталкивают и вызывают брезгливость (по крайней мере, человека со «стандартными» интересами в сфере интима). Бритт будет находиться в грязной комнате, в которой из мебели только старая кровать без матраца. Некоторые персонажи будут заставлять её мазаться грязью с пола, да и сама она будет не очень чистая, ибо невозможно сохранить чистоту, находясь в таком нечистом месте. Нормального секса здесь нет вообще – только достаточно целомудренно показанные сцены с извращенцами и обнаженная Бритт, ходящая туда-сюда по комнате. Отношения с Мануэелем у главной героини странные: он её, якобы, любит, но всячески поддерживает «наказание» и сам приводит к ней всяких извращенцев. Да и со Стокгольмским синдромом вышло тоже блекло, ибо девушка и сначала особо не сопротивляется, просто со временем ей это, словно, начинает нравиться. В финале нам повторно покажут убийство из пролога, слегка раскрыв предисловие этой сцены, и скоротечную концовку истории.
На главную роль была приглашена известная в 1970-х актриса Карин Шуберт, хорошо известная по ряду эротических работ и впоследствии ушедшая в порно (по слухам, чтобы заработать деньги на лечение сына-наркомана). По большому счёту от неё ничего не требовалось (кроме как раздеваться перед камерой), поэтому придираться к её игре нет смысла. Мафиози и сутенера сыграл небезызвестный французский актёр Амиду, а старика-смотрителя – звезда французского кино 1930-1940- Марсель Далио. Клоди Ланж выступила в небольшой роли подруги-лесбиянки главной героини.
Мне сложно объективно судить этот фильм. Показанные в нём вещи меня совершенно не привлекают, а необычный авангардный стиль автора заканчивается примерно через 10 минут после его начала. Возможно, любителям странного экспло и поклонникам Шуберт данное кино придется по душе, но остальные вряд ли найдут что-то интересное в этой картине.