Полиция блуждает во тьме
- Оригинальное название: La polizia brancola nel buio, The Police Are Blundering in the Dark.
- Производство: Италия 1972г (Премьера в 1975).
- Режиссер: Элио Паскуале Коломбо (Элия Коломбо).
- В ролях: Джозеф Арким, Франциско Кортез, Габриэлла Джорджелли, Галина Залевская, Елена Веронезе, Маргарет Роуз Кайл, Джорджио Долфин.
В 1972 году музыкальный продюсер Элио Паскуале Коломбо решает расширить поле деятельности и попробовать войти в кинобизнес. Получив финансирование от некоего Дарио Амендолы (для которого это был единственный кинопроект), Коломбо приступает к съёмкам фильма под рабочим названием «Луковый сад» (Il giardino delle lattughe), который впоследствии был переименован в более привлекательное «Полиция блуждает во тьме». Однако после завершения съёмок авторы не смогли найти дистрибьютора, в результате чего картина пролежала на полке около трех лет. В 1975 году состоялась премьера, но фильм провалился в прокате и даже не получил релиза на VHS, оставаясь почти никому ненужным раритетом, похоронив так и не успевшую начаться режиссёрскую карьеру музыкального продюсера.
До недавнего времени единственной возможностью ознакомиться с этим творением был ужасного качества рип с Super8 продолжительностью 75 минут. И только в 2019 году по какой-то неизвестной причине итальянское телевидение показало эту и ряд других редких картин в полных версиях, тем самым дав поклонникам итальянского кино шанс прикоснуться к давно забытым и доселе недоступным его представителям.
Пролог: на безлюдной дороге некто убивает девушку, попросившую помощи с машиной. Далее действие переносится в живописную итальянскую провинцию, где мы встречаем Энрикетту Блонд (Маргарет Роуз Кайл), у которой также ломается машина и которая добирается до ближайшего захолустного отеля, чтобы позвонить своему ухажеру. Этим ухажером оказывается журналист по имени Джорджио д'Амато (Джозеф Арким), который не захотел приехать к подруге на помощь, так как кувыркался в кровати с другой девушкой. Энрикетте ничего не оставалось, как остановиться в грязном отеле, где посреди ночи к ней в номер пробирается всё тот же неизвестный маньяк…
Приехав на место утром, Джорджио не находит подругу в отеле, но видит следы её присутствия. Владельцы не очень разговорчивы, но сообщают, что в этой местности пропало несколько девушек модельной внешности. А единственным обитаемым местом в этих краях, кроме отеля, оказывается уединенная вилла неподалеку, где живет странный профессор, пытающийся фотографировать мысли людей…
По всей видимости Элио Коломбо хотел создать нечто оригинальное, эдакий джалло с элементами фантастики (такое в те времена было в новинку), но отсутствие опыта и скромный бюджет не позволили ему этого сделать. Перед нами достаточно стандартный дешевый эксплуатационный фильм, единственной отличительной чертой которого является линия с профессором, изучающим способы фотографирования человеческих мыслей. Идея сама по себе абсурдна, хотя возможно более талантливый автор сумел бы укутать её в более удобоваримую обертку, но здесь не тот случай. Всё это фотографирование мыслей заключается в показе примитивной статуи буддистского стиля, в которую вмонтирована скрытая камера. Во время трапезы профессор тайком нажимает кнопку на пульте и «фотографирует мысли» присутствующих, а затем обрабатывает полученные данные на компьютере. Как и каким образом он это делает – нам не объясняют, но именно это его занятие поможет в раскрытии личности убийцы.
Что же касается джалло-составляющей, то тут всё плачевно. Мотивы маньяка непонятны и никак не раскрываются авторами. За весь фильм произойдет всего несколько убийств (не очень кровавых и плохо снятых), два из которых в первые полчаса, а всё остальное время будет отдано расследованию, которое ведет журналист, и отношением людей в особняке. Вот тут то авторы развернулись по полной. Не знаю, почему, но при виде Джорджио д'Амато все девушки и женщины становятся нимфоманками: они либо прыгают к нему в постель, либо признаются в любви, либо и то, и другое одновременно. Служанка сразу же приглашает его посетить свою обитель глубокой ночью (а позже пытается соблазнить умалишенного), племянница профессора начинает заигрывания ногами под столом, едва журналист сел на своё место. Дальше-больше. Нам во всей красе показывают взаимоотношения прикованного к инвалидному креслу профессора и его жены, которая требует развода, а получив отказ, находит удовлетворение своих сексуальных аппетитов в сексе с племянницей (эти сцены нам не покажут). В общем, любителям развратного эксплуатационного кино здесь есть чем полакомиться.
Личность убийцы едва ли можно угадать, а авторы не дают ни единого ключа, ни малейшего намека, который бы наставил зрителя на верный путь. По большому счёту, всё происходит случайно и убийца сам раскрывает себя. Эти сцены отдают диким идиотизмом, ибо убив очередную жертву и будучи застуканным рядом на месте преступления, он пытается свалить вину на свидетеля, который и застал его возле тела только что убитой девушки. Когда прибыл ещё один человек, он продолжил гнуть эту линию, едва ли не с ножом в руках. Эти сцены смотрятся очень нелепо и разочаровывают, как разочаровывает и экшен в финале, где убийца пытается пуститься в бега. Всё происходит быстро, примитивно, неинтересно. Видимо к концу фильма у авторов совсем закончились деньги.
На главную роль был приглашен некий Джозеф Арким. Это явно псевдоним, ибо по внешнему виду актёр едва ли похож на англичанина или американца. Его настоящее имя до сих пор неизвестно, зато псевдоним породил массу слухов и домыслов. Ещё 10 лет назад многие считали, что Джозеф Арким – это Джюнейт Аркын. В пользу этого говорили похожий на его имя псевдоним (сам Аркын иногда использовал псевдоним Джордж Аркин), а также изображенный на обложке человек, внешне напоминающий звезду турецкого кино. Учитывая, что в те времена фильм мало кто видел, эта информация была принята на веру, как и то, что он является совместной итало-турецкой ко-продукцией (на момент написания обзора на сайте IMDB до сих пор указано «Италия-Турция»). Но всё это неправда. Большинство других актёров также взяли себе англоязычные псевдонимы и многие из них до сих пор не идентифицированы, хотя возможно, это были друзья и родственники режиссёра, больше нигде не снимавшиеся. Но некоторые роли были отданы профессиональным актёрам. Галина Залевская сыграла жену профессора Элеонору. Для неё этот фильм стал последней работой в кино (не считая мимолетной роли в сериале), так как в 1976 году она погибла в пожаре. Габриэла Джорджелли сыграла развратную служанку, весь фильм бегающую в короткой юбке и на высоких каблуках, а Маргарет Роуз Кайл – подругу журналиста, которую убили в отеле.
«Полиция блуждает во тьме» – очень слабое кино, в каждом кадре которого чувствуется неопытность режиссёра и низкий бюджет. Не хочу сказать, что фильм совсем уж непригоден для просмотра, но я бы не стал показывать его рядовому зрителю. Любители жанра джалло и итальянского кино с интересом посмотрят его, но вряд ли будут в восторге…, хотя и плеваться тоже не будут.