Я дал клятву... и убил их одного за другим... Робкий Пилук
- Оригинальное название: Giurò... e li uccise ad uno ad uno... Piluk il timido, Gun Shy Piluk, Piluk, the Timid One.
- Производство: Италия 1968г.
- Режиссер: Гвидо Челано (Уильям Фёрст).
- В ролях: Эдмунд Пурдом, Микаэла Пиньятелли, Луис Барбер, Питер Холден, Аише Нана,
Ливио Лоренцон, Аттилио Доттезио, Дэн Харрисон, Гвидо Челано (нет в титрах), Фабио Тести (нет в титрах).
В Италии Гвидо Челано известен как человек, чья актёрская карьера длилась без малого 59 лет: дебютировав ещё в немом фильме в 1929-м, Челано снимался вплоть до своей смерти, последовавшей весной 1988 года. Во 2-й половине 1960-х Челано попробовал себя в качестве режиссёра, выйдя к зрителю с двумя лентами, снятыми в жанре популярного тогда спагетти-вестерна - «Он убивал хладнокровно» (Uccideva a freddo, 1967) и «Я дал клятву... и убил их одного за другим... Робкий Пилук» (1968). Мы поговорим о второй и последней режиссёрской работе Челано, скрывшегося под псевдонимом «Уильям Фёрст».
Действие фильма разворачивается в городке Бойз, где бесчинствует банда Себастьяна Мейсона. Мейсон и его подручные, приходящиеся ему братьями, враждуют с семейством Уайлеров (отец и три сына), желая отобрать у них землю и скот. Жертвой этой вражды становится местный шериф, которого Себастьян собственноручно убивает из револьвера. Умирающего законника находит его отец, Пилук (ударение на первый слог), который узнаёт от сына имя убийцы. Вскоре в Бойз приезжает новый шериф Роджер Браун, но Пилук не сообщает ему о том, что его предшественника убил Мейсон, потому что предпочитает самолично свести счёты с бандитами...
Сюжет, в общем-то, стандартный (тема мести), но интересный из-за личности главного героя: пожилой и робкий человек, любящий играть на скрипке, вынужден взяться за вершение правосудия радикальным способом. Из этого могло получится весьма достойное и динамичное зрелище, но вышло иначе.
Имея крайне небольшой опыт режиссуры, Челано явно имел довольно смутное представление о том, как и что надо делать, чтобы фильм вышел интересным и динамичным. История мести смотрится скучновато, оттого, что она как бы размывается в большом количестве второстепенного контента: показе разборок между Мейсонами и Уайлерами, развитием любовной истории шерифа Брауна с дочерью Пилука Маргарет, бесконечными разговорами и т.д. и т.п. Ясно, что режиссёру просто нужно было «добить» своё детище до нужного хронометража, для чего он просто насытил его стандартными элементами вестерна - стреляющими, дерущимися и скачущими на лошадях ковбоями, салуном, фермами со скотом, и локациями, похожими на Дикий Запад. Как говорится, и так сойдёт. Один итальянский рецензент метко заметил, что «фильм рушится уже через полчаса»: если первые тридцать минут смотрятся ещё хоть как-то, то остальное время, большей частью, состоит из воды.
Практически все убийства преступников, совершённые Пилуком, остаются за кадром. Никаких специфических «штучек», типа гроба с пулемётом, здесь нет: вряд ли на такой изыск тянет прикрученный к доске револьвер с привязанной к спусковому крючку верёвкой. Так же не стоит надеяться и на напряжённое финальное сражение между мстителем и объектом возмездия: Пилук просто застрелит убежавшего с места массовой перестрелки Мейсона, который даже толком не успеет вытащить оружие. Сцены с драками поставлены плоховато, от чего смотрятся ненатурально. Самый же смак можно увидеть на 65-й минуте: Пилук и Маргарет едут по узкой дороге на маленькой повозке, когда им навстречу выезжает кавалькада бандитов. Беглецы отъезжают чуть в сторону, слезают с повозки, накрывают голову лошади пиджаком и становятся рядом, как бы спрятавшись. В следующем кадре чётко видно, как люди Мейсона проносятся буквально в нескольких метрах от своих оппонентов, каким-то чудом их не заметив!
Наиболее известной персоной в этом спагетти-вестерне оказался Эдмунд Пурдом (шериф Браун) - находящийся в стадии карьерного угасания британский актёр, доживавший свою профессиональную жизнь в итальянском кино категории Б. 43-летний Пурдом выглядит на экране очень уверенно, но его внешность слишком романтична для роли сурового борца с бандитами. Имена остальных актёров и актрис, скорее всего, будут знакомы лишь поклонникам жанрового итальянского кино со стажем. Миловидная Микаэла Пиньятелли (была женой Флавио Буччи) сыграла Маргарет, а в роли «звезды» местного салуна появилась турчанка Аише Нана (первая жена режиссёра Серджио Пасторе). Ещё я узнал Ливио Лоренцона (доктор Барт Лукас), которого ранее видел в раритетном вестерне Амази Дамиани «Виселица для ублюдка» (Una forca per un bastardo 1968), и Аттилио Доттезио (городской судья), запомнившегося мне по парочке трэшевых ковбойских фильмов Луиджи Батцеллы. Небольшая роль здесь есть и у самого Гвидо Челано, а где-то в массовке засветился Фабио Тести. Автором ничем не примечательной музыки был не нуждающийся в особых представлениях Карло Савина.
Как вы уже, наверное, поняли «Я дал клятву... и убил их одного за другим» - средненький представитель спагетти-вестернов, ничем не выделяющийся среди десятков аналогичных картин. Это немного занудное кино, снятое неопытным режиссёром, может быть интересно только комплетистам итальянских ковбойских лент.