Рабы Сатаны
- Оригинальное название: Pengabdi Setan, Satan's slaves.
- Производство: Индонезия 2017г.
- Режиссер: Джоко Анвар.
- В ролях: Тара Басро, Бронт Палараэ, Фахри Албар, Энди Арфиан.
В 1980-м году режиссёр Сисворо Гаутама мл. выпустил на экраны мистическую ленту «Рабы Сатаны» (Pengabdi setan), в который умудрился совместить фильм ужасов о чёрной магии, зомби и прямолинейную религиозную пропаганду. Картина получила некоторую известность и даже была показана за пределами страны. Ровно через 37 лет один из лучших современных режиссёров Индонезии Джоко Анвар решает снять римейк этой ныне забытой ленты. Результатом стала картина с тем же названием, но частично измененным сюжетом…
Главной героиней фильма является девушка по имени Рини (Тара Басро), живущая в огромном доме за пределами города со своей многочисленной семьей: отцом (Фахри Альбар), матерью, бабушкой и трёмя младшими братьями. Мать девушки, в прошлом известная певица, вот уже несколько лет больна неизвестной болезнью и прикована к кровати, а сама семья переживает тяжелый финансовый кризис: из-за долгов банк может отобрать их последнее жилище. В один день мать умирает, а через некоторое время отец решает поехать на заработки, оставив Рини с остальными членами семьи следить за хозяйством. С этого момента каждому брату Рини начинает являться дух умершей матери, а ещё позже в доме начинают происходить странные вещи, результатом которых становится смерть бабушки. Сверхъестественные силы начинают проявлять себя всё сильнее, а в это время Рини узнает, что в прошлом её мать никак не могла забеременеть и связалась с дьяволопоклонниками, которые помогли «решить эту проблему». В обмен на это семья должна будет отдать секте последнего ребенка, когда ему исполнится семь лет. И этот срок почти настал…
Для начала расскажу о сходствах и отличиях двух фильмов, а потом уже поговорим о достоинствах и недостатках картины Анвара. Итак, в оригинальной ленте семья была богатая и состояла из четырех человек. В фильме не говорится об их атеизме, а скорее, показывается, что они просто отошли от религии и перестали молиться. В дом попадает служанка-колдунья (как в «Омене» Ричарда Доннера) и постепенно начинает изводить членов семьи и близких к ним людей, а в финале воскрешает мертвецов. На помощь приходит местный имам и уничтожает всю нечисть, позволяя режиссёру громогласно провозгласить о важности религии и невозможности жить без неё.
Джоко Анвар постарался сохранить общую фабулу и последовательность событий, но внёс ряд изменений и дополнений в финальный сценарий. Семья в его фильме – бедная и открыто атеистическая, нам куда больше рассказывается об их прошлом и намекается, что в давние времена это был зажиточный род. Никакой колдуньи-гувернантки здесь нет, но есть мифическая секта дьяволопоклонников, с которыми была связана мать и которых мы никогда не увидим. Авторы двусмысленно намекают, что все творящиеся в доме сверхъестественные вещи – это их рук дело. Отсюда увеличено количество персонажей: мать старалась сохранить всех детей, поэтому при приближении 7-летнего возраста последнего ребенка рожала следующего. В остальном же, картина более-менее следует канве оригинала.
Конечно же, Анвар снимал своё детище с оглядкой на рынок и принятые в сегодняшнем азиатском хорроре стандарты. К счастью, у него есть свой выверенный стиль и он не стесняется его демонстрировать. По части атмосферы картина прекрасна: мрачная тихая музыка, скрипящие половицы, звонящий колокольчик умершей в комнатах, силуэты на кладбище – всё это великолепно и сопровождается действительно качественными и пугающими звуковыми эффектами. Где нужно, играет тихая эмбиентная музыка, настраивающая на ожидание страшного, а в «хоррор-сценах» саундтрек становится шумными и режущим слух, что позволяет авторам поиграть на нервах зрителя. Сцены с появлением призрака в коридоре и в комнате одного из детей – воистину пугающи и красивы.
При очень медленном развитии событий авторам удается заинтриговать и удержать зрителя перед экраном именно благодаря выверенной до мелочей атмосфере и прекрасному визуальному ряду с грамотно выставленным светом и добротной операторской работой. Большую часть экранного времени зрителю придется довольствоваться лишь намеками на присутствие сверхъестественного и мимолетными сценами-вспышками с призраком. А в это время Рини ведет собственное расследование и узнает страшную правду об умершей матери.
Религиозная пропаганда, к сожалению, была оставлена в неизмененном виде, поэтому где-то с середины фильма появляется некий имам, призывающий главных героев прийти молиться. В конце он также попытается дать бой призракам, но тут авторы дали волю фантазии, поэтому данный момент фильма отличается от того, что мы видели в картине 1980-го года (рассказывать не буду, дабы не раскрыть интригу). Ну а финал картины, хоть и повествует о том, что злые духи и дьяволопоклонники боятся религиозных людей, дает смутный и двусмысленный намек на нечто иное. Думаю, каждый сам сможет трактовать финальную сцену в зависимости от своих взглядов и настроения. Если сопоставить финальную сцену с событиями, произошедшими в кульминационном моменте фильма, то кажется, будто авторы намекают о бесполезности религии, о том, что она не спасает ни от злых духов, ни от злых людей.
Теперь о минусах, влияние большинства которых на общую картину незначительно. Мне кажется, не стоило вводить в сюжет столько детей: с одной стороны, это подчеркивает желание матери избежать исполнения договора с дьяволопоклонниками, а с другой – слишком большое количество сцен с детьми негативно влияет на атмосферу фильма ужасов и ограничивает авторов в показе действия. Сцена смерти одного из персонажей в результате аварии снята с использованием очень дешевых CGI-эффектов, что не есть хорошо. Понятно, что это мелочь, но лично мне сильно бросилась в глаза кровь «как в устаревших компьютерных играх». Но главным недостатком фильма, я считаю, являются зомби. Авторам следовало либо показать их также, как в оригинале, т.е. много сцен с колоритными и жуткими на вид мертвецами, либо отказаться от их показа вовсе. Дело в том, что как таковых сцен с мертвецами здесь крайне мало, их показывают мимолетно, что вкупе со стремительным развитием событий в финале создает ощущение, будто авторы старались поскорее завершить свой фильм. В таком случае можно было вполне ограничиться показом духа умершей матери или самих дьяволопоклонников, пришедших за «должком». Пожалуй, это всё, к чему я смог придраться.
Общий итог. Джоко Анвар сумел не ударить в грязь лицом и снял вполне годный, близкий к оригиналу римейк. Если оценивать фильм с оглядкой на оригинал и с позиций современного зрителя, то это непременно успех. Если посмотреть его, как отдельный фильм, то перед нами очень достойный представитель азиатского жанра ужасов, у которого есть все шансы завоевать сердца зрителей не только у себя дома, но и на Западе. Моё же личное мнение: добротная работа, которую можно смело рекомендовать к просмотру друзьям и знакомым.