Пария
- Оригинальное название: Le paria, Diamond Rush, Jaque mate.
- Производство: Франция-Испания 1969г.
- Режиссер: Клод Карлье.
- В ролях: Жан Марэ, Мари-Жозе Нат, Хорст Франк, Ньевес Наварро, Жак Стани, Жан Лара.
В 1969 году испанский режиссёр Сантос Алкосер совместно с французской актрисой и автором документальных фильмов Элен Дассонвиль продюсирует криминальный фильм под названием «Пария», на главную роль в котором пригласили уже стареющую звезду французского кино Жана Маре, для которого этот фильм стал одной из последних главных ролей. Режиссёром выступил известный каскадер Клод Карлье, который окромя этого фильма больше ничего не снял.
Фильм начинается с ограбления поезда где-то в Испании: группа бандитов во главе с Маню (Жан Маре) крадет чемодан с бриллиантами. Часть участников налета гибнет, а раненному Маню удается сбежать. Он сбрасывает машину с бриллиантами в море, а сам прячется в сельской местности в доме девушки Лусии (Мария-Хосе Нат), чей муж также занимался контрабандой и был убит. Полиция объявляет Маню в розыск, а его подельники уже знают, где он прячется. Они во что бы то ни стало хотят достать эти бриллианты и направляют к Маню своего человека по имени Рольф (Хорст Франк), который должен будет не только разузнать их местоположение, но и убить самого Маню…
Как режиссёр Сантос Алкосер снимал очень дешевые и некачественные фильмы, бюджеты которых были ниже, чем у аналогичных картин того времени. На этот раз он выступил продюсером, а в режиссёрское кресло сел неопытный Клод Карлье. Но в результате у них получилось вполне неплохое кино, не лишенное недостатков, но имеющее в своём арсенале всё, что нужно для того, чтобы порадовать любителей жанра heist\caper movie (фильмы про ограбления).
Съёмочная группа преимущественно состояла из французов, написанием сценария занимались также французы и сам Алкосер, чьё имя не указано в титрах. Они сумели создать достаточно динамичное, напряженное и непредсказуемое кино. События развиваются по казалось бы стандартной схеме: бандиты грабят поезд, а потом грызутся из-за награбленного. Но авторы сумели «разбавить» эту избитую тему рядом неожиданных сюжетных поворотов и непредсказуемых сцен. Поведение и планы некоторых персонажей будут меняться от сцены к сцене в зависимости от обстоятельств, а помощь малолетнего сына Лусии не выглядит так наивно, как обычно смотрятся сцены с детьми в подобном кино. Мальчишка сыграет не последнюю роль в событиях, показанных в фильме, но в то же время роль эта вполне правдоподобная и не связана с его противостоянием бандитам.
Единственное, к чему здесь можно придраться – это постановка боевых сцен. Не знаю, как Клод Карлье – человек, работавший на фильмах с Бельмондо и даже картине о Джеймсе Бонде, – смог допустить, чтобы ряд драк и перестрелок были так неумело поставлены. В некоторых моментах даже выстрелы из автомата выглядят как-то неестественно, а хореография отдельных драк серьезно страдает. Благо, всё это с лихвой компенсируется обилием разнообразного действия в сопровождении отличного саундтрека Жана-Клода Пеллетье. Различные перестрелки, похищения, яды, драки, подковерные интриги, противостояние с полицией и бандитами делают этот фильм первоклассным развлечением и заставляют забыть о его немногочисленных огрехах.
Прекрасный актёрский состав также помогает забыть о недоработках авторов. Жан Маре, хоть уже и не совсем молод, но всё ещё в отличной форме. Из него получился замечательный «честный» похититель бриллиантов, способный дать отпор любому врагу и постоять за слабых. Мари-Хосе Нат отлично вжилась в роль одинокой хрупкой девушки, приютившей беглеца, а Хорст Франк прекрасен в роли одного из его подельников. Картина примечательная ещё участием Ньевес Наварро, будущей звезды джалло Лучиано Эрколи, в роли одного из членов преступной организации. К сожалению, авторы сделали ей более простенький прикид и короткую стрижку, но всё равно было приятно видеть её в этом фильме.
«Пария» – ныне забытый, но славный представитель жанра heist movie. Динамичное, интересное кино с отличным актёрским составом станет украшением коллекции любого зрителя, неровно дышащего к подобному кино.