Ночная оргия вампиров
- Оригинальное название: La orgia nocturna de los vampiros, Vampires' night orgy, L'orgia notturna dei vampiri, Grave Desires.
- Производство: Испания-Италия 1973г.
- Режиссер: Леон Климовский.
- В ролях: Джек Тейлор, Дианик Зураковская, Хельга Лине, Хосе Гвардиола, Мануэль Де Блас, Луис Сигес, Фернандо Бильбао.
Испанский режиссёр аргентинского происхождения Леон Климовский, несмотря на свою обширную фильмографию, состоящую из фильмов самых разных жанров, зарекомендовал себя именно как мастер страшного кино. В 1970-х гг. он наснимал немало фильмов ужасов и активно сотрудничал с другим мастодонтом жанра Полом Нэши. Не прошел он мимо и вампирской темы: в 1970-м году выходит «Тень оборотня», за которой следует «Сага о Дракуле» и «Ночная оргия вампиров». А в 1975 году вышел последний фильм Климовского на вампирскую тематику «Странная любовь вампиров».
Сейчас мы поговорим о его предпоследней работе под интригующим названием «Ночная оргия вампиров», которая, как и многие испанские хорроры того времени, снималась в двух версиях – без обнаженки и с обнаженкой, дабы максимально охватить зрительскую аудиторию и обойти всевозможные цензурные запреты.
В прологе нам показывают похоронную церемонию в глухой удаленной деревушке, которая заканчивается падением гроба в могилу, в результате чего обнажается голова трупа с копошащимися в ней червями. На этом фоне идут вступительные титры. Далее мы знакомимся с главными героями – группой самых разных людей, которые волей судьбы вынуждены пересекать эту местность на старом автобусе. По пути у водителя случается сердечный приступ и он умирает, а остальные решают заехать в ближайшую деревушку под странным названием Толния, дабы оправиться от шока и решить, что делать дальше. Оказавшись там вечером, они не обнаружили ни одной живой души, хотя в отеле были следы человеческого присутствия. К своему удивлению, на следующее утро путешественники обнаруживают, что деревня обитаема и её населяют вполне дружелюбные люди, готовые оказать радушный прием и даже не взять деньги за еду и проживание. Они ещё не знают, что это город-призрак, населенный вампирами, жаждущими усыпить внимание незваных гостей и отведать их крови…
Над сценарием фильма работали Габриэль Морено Бургос (сотрудничавший с Юдженио Мартином) и Антонио Фос, автор множества добротных идей для испанского кино того времени. Оба они определенно вдохновлялись известной лентой Хершелла Гордона Льюиса «2000 маньяков» (2000 maniacs). Здесь мы также имеем группу людей, прибывающих в город и постепенно становящихся жертвами его обитателей, а в финале оказывается, что никаких поселений в этой местности нет и всё это были либо призраки, либо их воспаленное воображение. В остальном же, картина является очень дешевой даже по европейским меркам продукцией, по качеству напоминающей продукцию компании Eurocine.
Начиная смотреть это творение, я ожидал увидеть серьезный вампирский хоррор с изрядной долей обнаженки (всё же название к этому обязывает), но на деле по мере просмотра начинаешь сомневаться в истинных намерениях авторов. То ли они хотели снять хоррор, но из-за отсутствия денег у них получилось нечто неудобоваримое, либо они сознательно пытались сделать некую чёрную комедию, на что намекают некоторые сцены, о которых расскажу ниже.
Начнем с того, что в Толнию никогда не попадает солнечный свет и даже днём здесь относительно темно, что позволяет вампирам бодрствовать круглые сутки. Почему так происходит, авторы нам не объясняют. Сами же кровососы более походят на зомби – они ходят толпами, передвигаются медленно, имеют намекающий на живых мертвецов грим и в большинстве сцен ходят (!) без традиционных вампирских клыков! Большую часть фильма они пытаются усыпить бдительность главных героев и нападают на них, когда те оказываются вдали от своей группы. Для этого мэр Толнии оказывает им радушный прием, угощает местной кухней… А какая у вампиров может быть кухня? Завалявшиеся с незапамятных времен бутылки старого вина и… человечина. Да, каждый раз здоровенный вампир берет топор, идет к другому такому же вампиру, отрубает ему конечность и отдает повару, а в следующей сцене мы видим восхищающихся талантом местного повара людей. И подобных забавных моментов здесь пруд пруди. Например, в финале мальчишка-вампир хотел спасти малолетнюю дочь одной из женщин и случайно её задушил со слезами на глазах…
Что же касается заявленной в титрах оргии, то, конечно же, это обман зрителя. Ничего подобного здесь нет. Очень долгое время по рукам ходила «одетая» версия фильма и только много позже в свободном доступе оказалась более полная «голая». Но любителям обнаженных женских телес не стоит радоваться, ибо отличия в них незначительные. Герой Джека Тейлора половину фильма подглядывает за переодевающейся девушкой из соседней комнаты, а в середине хозяйка города, некая графиня в исполнении Хельги Лине покажет обнаженную грудь. На этом обнаженка заканчивается. С хоррором дела обстоят куда плачевнее, ибо кроме пары сцен с показом разлагающегося трупа, здесь ничего нет, а большая часть нападений и убийств остается за кадром. Всё это сопровождает временами неуместная веселая джазовая музыка, которая губит на корню из без того хлипкую атмосферу.
В финале зрителя ждёт сцена погони вампиров за уезжающей на автомобиле парочкой. В течение очень долгого времени человек за рулем автомобиля не может оторваться от бегущих и цепляющихся за него вампиров, а один из них на полном ходу умудряется открыть дверь, залезть в салон и закрыть её за собой. Такое ощущение, что эти сцены снимал не Леон Климовский, а какой-то студент-двоечник…
Актёрский состав фильма оказался достаточно интересным. Ветеран дешевого эксплуатационного кино Джек Тейлор полфильма подглядывает в дырку в картине за девушкой, а остальное время выглядит сонным. Королева испанского хоррора того времени Хельга Лине появится всего на 10 минут, а белокурая принцесса жанра Дианик Зураковская, видимо, была приглашена, дабы хоть как-то скрасить своим внешним видом это блеклое и бездарное кино… Неплохо смотрится Хосе Гвардиола в роли мэра, а об остальных даже говорить не хочется.
«Ночная оргия вампиров» – очень слабая работа, особенно если учитывать, что её автором был вполне талантливый режиссёр Леон Климовский, подаривший нам не один шедевр жанра ужасов. Дикая дешевизна постановки, несуразный сценарий, почти полное отсутствие насилия и вампиров как таковых, большое количество идиотизма – вот лишь некоторые особенности данного творения. Нет, это не полный пропал и не самый худший фильм из всех, что я видел, но в наши дни такое может быть интересно только серьезно увлекающимся старым кино людям.