Операция Маконаима
- Оригинальное название: Operation Makonaima, The obsessed one.
- Производство: Суринам 1974г.
- Режиссер: Рамджан Абдулрахман.
- В ролях: Малк Пандэй, Сэлли Савалас, Трэйси Пэрриш, Эдди Лобо.
Даже опытный зритель, копаясь в дебрях мирового эксплуатационного кино, всегда сможет найти то, что удивит даже его. Например, забытое, мало кому известное кино из самой маленькой латиноамериканской страны Суринам. В 1974 году (тогда ещё Суринам был колонией Нидерландов) некий Рамджан Абдулрахман (какое имя!) снимает rape-revenge ленту с элементами blaxploitation под названием «Операция Маконаима». По некоторым данным картина вышла в свет только в 1976 году и попала в ограниченный прокат в основном у себя на родине и в Нидерландах. В 1981 году её показывали в США, а после этого… ничего. И только в эпоху HD видео компания Code Red издала бюджетный Blu-Ray (на диске даже нет меню), который и удалось посмотреть автору этого обзора.
В прологе мы видим, как некоего молодого человека сажают в тюрьму за убийство девушки, а через некоторое время ему удается бежать. Последующие 30-35 минут посвящены его воспоминаниям о том, как он встретил возлюбленную, собирался жениться, но всё потерял… В один вечер на них напала банда наркоманов. Они избили парня, а потом все трое по очереди изнасиловали его невесту, после чего лидер зарезал её ножом. Как ни странно, полиция обвинила в убийстве жениха (их не смутило то, что он был сам избит и то, в каком состоянии была убитая после того, как над ней надругались трое мужчин). Теперь целью всей его жизни становятся поиски тех трёх наркоманов и жажда мести…
Данный фильм, можно сказать, первая и единственная режиссёрская работа Рамджана Абдулрахмана, который снимет свой второй и последний фильм лишь в 2013 году. Итак, перед нами низкобюджетное творение категории Z, предположительно снятое на 16мм и с «актёрами», которые ни до, ни после этого фильма в кино не работали. Зачастую даже при таких данных конечный продукт может являть собой превосходное развлечение, но в данном случае, у авторов не хватило фантазии и они показали вполне стандартную историю мести (видимо, под впечатлением «Жажды смерти», вышедшей в том же 1974-м году), без каких-либо изысков, дикостей, насилия и других свойственных эксплуатационному кино вещей.
Фильм идет всего 75 минут и даже при такой продолжительности кажется скучным. Первая его половина отдана рассказу о жизни главного героя, а также его достаточно вялым поискам убийц своей невесты. И только где-то с 45-й минуты начинается хоть какой-то экшен, который, однако, очень быстро разочаровывает, ибо представляет собой плохо поставленные поединки недо-карате.
Сценарий достоин отдельного абзаца, ибо полон дыр как ломтик Маасдама. Про полицейское расследование и заключение главного героя я уже писал выше. После его побега мы больше не увидим полиции и её попыток отыскать сбежавшего уголовника. Копы появятся только в последние минуты фильма, в самой последней сцене перед финальными титрами. Всё остальное время мститель предоставлен сам себе. Он будет ходить по барам, шляться по улицам, слегка изменит себе имидж и даже заступится за проститутку. Первых двух преступников наш герой убьет весьма просто, без изысков, без жестокости, что опять таки не идет на пользу фильму. Когда он приходит к главарю, то решает над ним поиздеваться, что вселяет надежду на интересное действие и оригинальность. Однако вместо этого главный герой издевается над зрителем: победив своего врага, он привязывает его к изножью кровати и очень долго разговаривает, периодически махая лезвием. Когда я написал «долго», то имел в виду непозволительно продолжительную сцену, в которой протагонист угрожает, ругается, предлагает поверженному противнику «трахнуть» шлюху и т.п. После этого, он его всё же убивает и весьма интересным способом, который опять остается за кадром.
Хореография поединков очень сильно страдает. Главный герой зачастую не бьет противников, а раздает им пощечины. От одной из таких пощечин здоровенный накачанный негр умудрился выронить ружье, причем он уже был почти в лежачем положении и словно специально выбросил его с балкона. Единственная на весь фильм погоня смотрится ещё вполне сносно, но опять таки авторы не знали меры в показе жертв перестрелки среди прохожих, ибо чуть ли не после каждого выстрела бандита падал какой-нибудь человек.
Ещё одной отличительной особенностью «Операции…» является… юмор. Хотя возможно, авторы пытались снимать своё творение на полном серьёзе, но так получилось… И ладно, если попугай говорит своему хозяину «Mother fucker!», но ведь есть сцены и позабористее. Например, после драки в клубе главный герой идет с проституткой по улице и видит парочку, занимающуюся сексом у забора. Озвучка этого действа, ужимки и пританцовывание мужика, стоны барышни и трясущийся забор – всё говорит о том, что это должно развеселить зрителя. Далее следует сцена с мужиком в женской одежде и макияже, который тоненьким голоском рассказывает, что уже сделал операцию по перемене пола, стал женщиной и предлагает протагонисту уединиться. И это ещё ничего. То, что следует далее, превосходит все предыдущие сцены – главный герой начинает обзванивать врачей и говорить таким же тоненьким женским голоском, что он «трансвестит, делавший у вас операцию». Без комментариев.
По атмосфере картина напоминает очень дешевую версию какого-нибудь blaxploitation фильма 1970-х. Специфическое поведение некоторых героев, стиль одежды чернокожих и их манеры, вполне приятная funk & soul музыка и общая атмосфера уносят нас в далекие 70-е, когда на экранах драйв-инов совершали своё победное шествие картины жанра blaxplo.
В конце обзора хочется упомянуть об одном забавном факте: решив немного узнать про кинематограф Суринама, я попытался найти информацию о других картинах (любых жанров) этой страны. В результате я не смог найти ничего, снятого раньше «Операции Маконаимы», что позволяет предположить, что это был первый фильм в истории маленькой страны. К сожалению, рекомендовать его к просмотру я не могу: уж больно скучное, дешево снятое и неоригинальное кино. Ну разве что… только для расширения своего кинокругозора.