Зловещие глаза доктора Орлоффа
- Оригинальное название: Los ojos siniestros del doctor Orloff, The Sinister Eyes of Doctor Orloff.
- Производство: Испания 1973г.
- Режиссер: Хесус Франко.
- В ролях: Уильям Бергер, Монсеррат Прус, Эдмунд Пурдом, Роберт Вудс, Лоретта Товар,
Лина Ромей, Хосе Мануэль Мартин, Кали Ханса, Хесус Франко (нет в титрах).
В 1962 году режиссёр Хесус Франко снимает один из самых своих известных фильмов под названием «Крики в ночи» (Gritos en la noche), более известный как «Ужасный доктор Орлофф». С тех пор почти на всём протяжении своей карьеры он будет регулярно возвращаться к его главному персонажу – доктору Орлоффу, которого в большинстве фильмов сыграет Говард Вернон.
Картина, о которой сейчас пойдет речь, относится к менее известным работам Франко. Такие фильмы он снимал за очень скромные деньги и они не получали должной дистрибуции. Но это не значит, что они совсем непригодны для просмотра, скорее наоборот – некоторые из них смотрятся на порядок лучше более известных и хорошо разрекламированных работ автора. Так случилось и со «Зловещими глазами доктора Орлоффа», который был выпущен на экраны в 1973 году.
Главной героиней фильма является девушка Мелисса (Монсеррат Прус), прикованная к инвалидному креслу. Каждую ночь она страдает от кошмаров, в которых видит истекающего кровью отца (его сыграл сам Франко). Остальные члены семейства нанимают некоего доктора Орлоффа (Уильям Бергер), чтобы тот поправил психику Мелиссы. Примерно в это же время обитатели старинного особняка начинают умирать от рук неизвестного убийцы, а соседский парень (Роберт Вудс), которому понравилась Мелисса, пытается достучаться до инспектора Кросби (Эдмунд Пурдом) и доказать, что все эти смерти связаны с личностью доктора Орлоффа…
Дабы не раскрывать интригу, я рассказал о сюжете сумбурно и лишь в общих чертах. На самом деле Хесус Франко написал достаточно неплохой сценарий, в котором есть практически всё для того, чтобы снять добротный триллер. История девушки Мелиссы интригует зрителя с самого начала, а приезд доктора Орлоффа привносит в фильм ещё больше загадочности, ибо тот предстает перед зрителем вполне искренним человеком, желающим помочь своей пациентке. Постепенно становится понятна цель его визита, а также характеры и планы некоторых других персонажей, плетущих интриги против собственных родственников. Режиссёр словно создал змеиное гнездо на территории старинного особняка, где человек человеку – враг.
Так как этот фильм был безбюджетной поделкой, то, конечно же, дешевизна постановки не могла не дать о себе знать. Она выражается в крайне ограниченном количестве действующих лиц, а также практически одном месте действия – особняке, где живут герои. Видимо, дело было так: режиссёр снял старинную виллу (снималось всё это в Барселоне и на Канарских островах), договорился с соседями о возможности пару раз использовать их участок и несколько раз выехал в город для съёмок сцен вне виллы. Дешево, сердито, но получилось вполне неплохо.
Если говорить о жанрах, то это не фильм ужасов, а скорее, триллер. Кровавых убийств и мистики здесь не будет, как не будет и обнаженки (показанная пару секунд девушка в ванной – не в счёт). Последнее, конечно же, странно для такого режиссёра как Франко, но за свою карьеру он снимал разные фильмы, в том числе и достаточно серьезные постановки, когда на это выделяли достойный бюджет. В плане атмосферы картина также тяготеет к триллеру, ибо здесь нет налета мрачности и готики (несмотря на располагающее место действия), свойственных другим картинам о докторе Орлоффе, а вот музыка, написанная режиссёром, как раз идеально подошла бы к какому-нибудь фильму ужасов 1960-х.
Это один из немногих фильмов о Докторе Орлоффе, в котором главную роль исполняет не Говард Вернон, а другой актёр. По поводу Уильяма Бергера мнения зрителей и рецензентов диаметрально разделились. Да, те, кто смотрел другие фильмы об Орлоффе, привыкли к Вернону, он действительно удачно вжился в эту роль. Но Уильям Бергер в плане таланта и харизмы не хуже него, просто смотрится несколько непривычно, но вполне неплохо смотрится на экране. Мелиссу сыграла Монсеррат Прус, активно снимавшаяся у Франко в 1970-х. Ничего особого про неё сказать не могу, ибо роль её была очень простая. Эдмунд Пурдом неплохо вжился в образ недоверчивого и легкомысленного детектива Кросби, а звезда вестернов Роберт Вудс несколько непривычно смотрится в образе молодого парня, которому понравилась Мелисса. Подругу его друга сыграла супруга режиссёра Лина Ромей.
«Зловещие глаза доктора Орлоффа» - вполне неплохой триллер, особенно если сравнивать его с множеством других работ Франко того времени, состоящих лишь из одной плохо снятой обнаженки и долгих показов различных достопримечательностей того места, где всё это снималось (к примеру «Дочь Дракулы», обзор которого есть на сайте). Внятный сюжет, хороший актёрский состав, более-менее годная постановка и хоррор-музыка – этого вполне достаточно, чтобы назвать данное кино крепкой работой, достойной, чтобы с ней ознакомились.
P.S. В 1983 году Хесус Франко снял римейк этого фильма под названием «Одна против ужаса» (Sola ante el terror), в котором доктора Орлоффа называли Оргафом. Сыграл его Рикардо Паласиос.