Глаза за стеной
- Оригинальное название: L'occhio dietro la parete, Eyes Behind the Wall, Voyeur pervers.
- Производство: Италия 1977г.
- Режиссер: Джулиано Петрелли.
- В ролях: Джон Филлип Лоу, Фернандо Рэй, Ольга Бизера, Джо Дженкинс, Хосе Квальо,
Моника Занки (нет в титрах), Роберто Поссе, Джон П. Далейни (нет в титрах).
«Глаза за стеной» - единственный режиссёрский опыт таинственного итальянца Джулиано Петрелли, засветившегося в качестве актёра второго плана в ряде фильмов в 1968-1976 гг. Петрелли написал для данной ленты сценарий, который якобы был вдохновлён идеями французского психоаналитика Жака Лакана, но впоследствии оригинальную историю пришлось переработать по просьбе продюсеров в сторону некоторого упрощения.
Фильм начинается со сцены в купе поезда. Молодой человек набрасывается на девушку и душит её, сочетая удушение с действиями сексуального характера. После этого мы знакомимся с респектабельной семьёй, проживающей на вилле. Эта семья состоит из прикованного к инвалидному креслу пожилого писателя Ивано и его дочери Ольги. Эта странная семья коротает время, тайно наблюдая за жизнью того самого душителя из поезда. Молодого человека зовут Артуро и он снимает у Ивано и Ольги квартиру, не зная, что жилище напичкано скрытыми камерами и микрофонами. По прошествии некоторого времени писателю надоедает простое подглядывание и он предлагает своей дочери соблазнить Артуро. Та соглашается и ей не составляет большого труда завязать отношения с объектом слежки, но неожиданно эта «игра» перерастает в нечто большее, что приведёт к роковому финалу...
В итальянском кино 70-х можно найти не так уж мало лент, показывающих перверсивную сексуальность как характерную черту высших классов общества (в этой связи вспоминается матрос - коммунист из замечательной комедии Лины Вертмюллер «Отнесённые необыкновенной судьбой в открытое море в августе», бывший уверенным в том, что в своей половой жизни богатые делают то, чего не делают бедные). В подобных лентах, как правило, перверсии привилегированных слоёв были фактором деградации последних, ведя своих носителей к трагическому концу. Фильм Джулиано Петрелли как раз относится к такого рода продукции.
В центре внимания находится семья, состоящая из отца и дочери. Ивано и Ольга находят удовольствие в приверженности к вуайеризму, пристально наблюдая за жизнью постояльца своей квартиры. К этому процессу они подходят крайне серьёзно, имея в своём распоряжении целый арсенал технических средств для слежки. Но нельзя сказать, что тайное наблюдение приносит им большое удовольствие, их скопофилия скорее эскапизм. Отец и его дочь бегут от своей реальности и зловещих призраков прошлого, в их шкафах живут не дающие им покоя скелеты. Зритель узнаёт, что однажды Ивано стал виновником автомобильной катастрофы, в которой погиб его сын, а он сам потерял способность ходить. К аварии Ивано привело эмоциональное возбуждение, вызванное тем, что он узнал о связи своих детей. И вот теперь эти люди проводят жизнь на своей вилле, пытаясь найти забвение в пороке: помимо подглядываний они не прочь «развлечься» и друг с другом, хотя из - за возраста и инвалидности Ивано эти развлечения ограничены «мануальными» действиями.
От пары главных героев не отстают и другие немногочисленные персонажи «Глаз». Слуга супругов Оттавио одержим влечением к своей хозяйке, но, зная, что она никогда не будет принадлежать ему, мужчина удовлетворяет свою страсть фетишизмом, наслаждаясь тактильным контактом с трусиками, лобковыми волосами и «куклой» с фотографией лица Ольги. Позже Оттавио находит новое увлечение в лице местной слабоумной девушки. Убийца-душитель Артуро оказывается склонным к пассивной гомосексуальности. Подобная «концентрация» первертов может создать впечатление гротеска, но режиссёру удалось увести своё детище с территории банального sexploitation'а в сторону драмы.
Течение фильма неспешное и зритель имеет возможность обстоятельного знакомства с персонажами. Сначала может возникнуть впечатление, что режиссёр задался целью создать «путеводитель» по сексуальным отклонениям, но по мере просмотра становится понятна его (впечатления) обманчивость. Большая часть действия происходит на красивой, но мрачной вилле (это была находящаяся в римской агломерации La Villa a Monte Mario, где был снят не один фильм), мрачна и атмосфера всего фильма, подчёркнутая музыкой Пиппо Карузо. Обращает на себя внимание сравнительно небольшое количество эротики.
Актёрский состав, приглашённый Джулиано Петрелли, был солиден. Роли немногочисленных персонажей исполнил интернациональный актёрский состав. Именитый испанский актёр Фернандо Рэй, не раз снимавшийся у гранда мирового кино Луиса Буньюэля, сыграл полупарализованного писателя Ивано, уроженка Югославии Ольга Бизера - его жену Ольгу, а американец Джон Филлип Лоу предстал в образе Артуро. Швейцарско-итальянская старлетка Моника Занчи засветилась в небольшой роли слабоумной девушки, соблазнённой зловещим слугой Оттавио (его хорошо сыграл итальянец Хосе Квалио).
«Глаза за стеной» - весьма добротное кино, рассказывающее историю людей, находящихся в рабстве у своих извращённых страстей, утоление которых лишь ещё больше разжигает желания, ведя к пропасти. Данную ленту однозначно можно похвалить за вменяемый сюжет, неплохой визуальный ряд и солидный актёрский состав. Петь дифирамбы единственной режиссёрской работе Джулиано Петрелли вряд ли стоит, но то, что его детище выделяется на фоне аналогичных лент в лучшую сторону, сомнению не подлежит.