Ведьма возвращается к жизни
- Оригинальное название: Noita palaa elämään, The Witch, Return of the Witch,
La résurrection de la sorcière, Dangereuses sont les nuits claires, Gefährlich sind die hellen Nächte. - Производство: Финляндия 1952г.
- Режиссер: Роланд аф Хелльстрём.
- В ролях: Мирья Мане, Тойво Мякеля, Хиллеви Лагерстам, Сакари Юркка, Хельге Херала, Аку Корхонен.
В начале 1950-х годов в Финляндии начинается подъём кинематографа, что выражается как в резком увеличении производства фильмов, так и в «открытии границ»: отныне финские киноленты закупаются для проката зарубежными фирмами. Именно в этот «золотой период» в Суоми появляются первые картины, которые иногда относят к жанру ужасов - «Белый олень» Эрика Бломберга и «Ведьма возвращается к жизни» Роланда аф Хелльстрёма. Первая картина считается лучшим представителем национального кино послевоенного периода; вторая, хотя и чуть менее популярна, так же относится к числу самых значимых для Финляндии. Основой фильма стала одноименная пьеса великого финского писателя Мика Тойво Валтари, написанная им в 1945 году (связь с национальной литературой - важная особенность финского кино того времени).
Группа молодых археологов по заказу правительства занимается раскопками в каком-то сельском захолустье, населённом суеверным народом, верящим, что эти места прокляты. В один из дней археологи, работавшие в болотах, натыкаются на зарытые в земле скелетированные останки молодой женщины, пронзённой деревянным колом. Вместе с фрагментами одежды в погребении находится какой-то странный талисман - мешочек с травами. Местные жители в один голос утверждают, что эти останки принадлежат ведьме, которая была казнена по обвинению в колдовстве несколько сот лет назад. Естественно, археологи игнорируют эти рассказы и переносят найденное тело в дом местного дворянина, барона Халльберга. А вскоре в могиле обнаруживается лишённая сознания обнажённая девушка, которая, придя в себя, говорит, что её зовут Биргит и она потеряла память...
Оба финских «хоррора» относятся к таковым со значительными оговорками, поскольку они представляют собой совсем не то, что целевая аудитория подобного кино привыкла видеть в традиционной американо-европейской продукции. Так, «Белый олень» Бломберга больше походит на фольклорное кино, источником которого стали местные легенды, в частности - эпос «Калевала». Крайне тщательный подход к визуальной части этого фильма наводит на мысль, что основной задачей его создателей было не напугать зрителя, а показать ему торжество красоты природы Лапландии, на фоне которой трагическая составляющая отходит на второй план. В «Ведьме» Хелльстрёма основной акцент сделан так же не на ужасах.
Первые 20-25 минут фильма смотрятся весьма многообещающе. Затерянная в безлюдье суеверная деревня, старинный замок барона, обнаружение тела ведьмы, наложившей проклятие на эти места - события разворачиваются как надо. На экране создаётся довольно зловещая атмосфера, местные жители видят разные дурные предзнаменования: завывает ветер и почти всюду туман. Логично предположить, что сюжет будет развиваться следующим образом: восставшая из мёртвых ведьма станет мстить окружающим за свою казнь, используя магические способности, а люди будут ей противостоять. На деле же будет совершенно другое, походящее на мелодраму. Основное содержание сводится к любовной проблематике: археолог Ханну женат на своей ассистентке Грете, в которую влюблён художник Каукко, не скрывающий своих чувств даже в присутствии супруга. Отпрыск барона Халльберга Вейкко ищет себе подругу, но опасается делать это среди деревенских девушек из-за боязни кровосмешения: его отца в округе называют не иначе как похотливой свиньёй, всюду разбросавшей своё семя. Когда на авансцене появляется Биргит, то неё влюбляются Ханну и Вейкко, а жена археолога оказывается в объятиях художника. И хотя ведьма продемонстрирует ряд колдовских умений (исчезновение лошади, появление из ниоткуда змеи и т.д.) фильм, скорее, остаётся ближе к мелодраме, чем к ужасам, иногда непреднамеренно скатываясь к комедии.
Для европейского кино начала 1950-х годов «Ведьма» выглядит очень смело. Прежде всего, это относится к визуальной части. Персонаж Биргит, который фактически держит на себе всю композицию, смотрится очень привлекательно, в том числе и потому, что не раз появляется на экране в обнажённом виде. Кульминацией эротизма становится танец главной героини, который она исполняет голой. Кроме того, немало сексуальной тематики присутствует в диалогах, причём далеко не в завуалированной форме. Есть информация, что финская цензура сократила оригинальную версию фильма, удалив оттуда наиболее «пикантный» контент, что косвенно подтверждается следующим: вышедшая на ДВД версия длится примерно 75 минут, в то время как хронометраж оригинала составляет 80. Смотрится это кино с большим интересом, так как на экране постоянно что-то происходит: то Биргит строит козни, то пытается спастись от разъярённых крестьян, вооружённых сельхозинвентарём. Финал можно назвать интересным, но с привкусом небольшого разочарования (хотя - кому как): окажется, что никакой мистики не было и в помине, а феномену ведьмовства даётся чуть ли не фрейдистское объяснение.
«Ведьма» стала звёздным часом для молодой актрисы Мирьи Мане, блестяще сыгравшей главную роль и не постеснявшейся обнажиться. После съёмок в фильме Хелльстрёма у Мане появилось немало как поклонников, так и противников, но равнодушным не остался никто. Увы, но такой многообещающий дебют не стал для Мане плацдармом будущих побед: мелькнув ещё в нескольких фильмах в 1-й половине 50-х, она навсегда покинула кинематограф. Остальные задействованные в ленте актёры так же прекрасно сыграли свои роли.
«Ведьма возвращается к жизни» - необычное и приятное кино. Да, его можно назвать мимикрировавшей под ужасы мелодрамой с долей эротики, но от этого оно ни в коем случае не становится хуже. Необходимо отметить и то, что картину Хелльстрёма никоим образом нельзя относить и к exploitation: она снята уж со слишком большим тщанием в плане диалогов, локаций, операторской работы и актёрской игры (недаром фильм был отмечен двумя «Юсси» - главной кинопремией Финляндии). Однозначно стоит посмотреть всем любителям забытых картин прошлого.