Ночной кошмар
- Оригинальное название: Nightmare.
- Производство: Великобритания 1964г.
- Режиссер: Фредди Френсис.
- В ролях: Дэвид Найт, Мойра Редмонд, Дженни Линден, Брэнда Брюс.
После успеха триллеров Альфреда Хичкока и в особенности его самой известной картины «Психо» режиссёры и сценаристы по всему миру начали создавать многочисленные подражания, в результате чего на экраны вышло немало чёрно-белых психологических триллеров. Не прошла мимо этого и британская студия Hammer Films, специализировавшаяся на остросюжетном кино. Её профильный сценарист Джимми Сэнгстэр написал ряд историй, которые позже получили своё воплощение на экране стараниями Фредди Френсиса. Первой такой работой был шикарный триллер 1963 года «Параноик» (Paranoiac), загадочный и визуально красивый. В следующем 1964 году Фрэнсис и Сэнгстер выпускают на экраны ещё один триллер под названием «Ночной кошмар», который является римейком ныне недоступной и полностью забытой аргентинской картины под названием «Кошмар» (Pesadilla, 1963). Большинство зрителей высказываются положительно об этом фильме, но у меня иное мнение…
Джанет (Дженни Линден) – молодая студентка престижного колледжа, страдающая от ночных кошмаров. Этим она приносит неудобство остальным студенткам и преподавателям. Её кошмары берут начало в детстве, когда будучи ещё маленькой девочкой, Джанет стала свидетельницей ужасной сцены: обезумевшая мать убивает отца. Женщину отправили в психиатрическую клинику, а девушка с тех пор страдает от ночных кошмаров и боится, что тоже сойдет с ума. Со временем её забирают домой, где помещают под чуткий контроль сиделки Грэйс (Мойра Редмонд). Однако у неё и ряда людей из её окружения другие планы. Они хотят использовать приступы Джанет для достижения своих корыстных целей…
Фредди Фрэнсис – мастер во всём, что касается освещения и визуального ряда. Именно его выбрал режиссёр Джек Клейтон для работы над фильмом «Невинные» (The innocents, 1961). Вместе с оператором Джоном Уилкоксом им удалось создать неплохую «картинку», но временами перед нами предстает размытое изображение, после чего камера двигается и оно становится нормальным. И это больше смахивает на небрежность того, кто управлял камерой, нежели на задумку авторов показать призрачный мир кошмаров главной героини.
Всё действие почти целиком и полностью происходит в особняке, куда отправили Джанет. Он может похвастаться отличными интерьерами, уютной атмосферой и красивой мебелью, но всё равно по сравнению с «Параноиком» фильму не хватает мрачности и загадочности. А сам сюжет и постановка – тема отдельного абзаца.
Развитие событий происходит весьма медленно, интрига очень слабо прослеживается и становится более-менее явной только где-то в середине фильма. Развязка понятна ещё задолго до того, как её покажут зрителю. А уж смерти героев так и вообще странные: в одной сцене мужчина сам налетел на нож женщины, словно специально взял и воткнул его в своё мягкое, как сыр, тело. Все эти интриги против одной из героинь, история с маской и тому подобные вещи выглядят неестественно и натянуто. Не спасает даже вполне приятный саундтрек Дона Бэнкса.
Главная роль была отдана Дженни Линден, которую авторы выбрали из множества претенденток (на эту роль рассматривалась даже Джулии Кристи). Это была первая её роль в полноценном кино и, на мой взгляд, это был не самый лучший выбор. Прикид у неё ужасный, а сама актриса впоследствии продолжила сниматься в основном в сериалах, с которых и начинала свою карьеру в кино. Главная мужская роль досталась Дэвиду Найту, актёру с весьма скромной фильмографией, а женская роль второго плана ушла Мойре Редмонд, которая вполне неплохо вжилась в подобранный ей образ.
Сам по себе «Кошмарный сон» ещё можно как-то посмотреть, а вот если сравнивать его с тем же «Параноиком», то это существенный шаг назад. Не самый качественный сценарий, несравнимый с предыдущим фильмом актёрский состав, куда меньше действия и эстетики вряд ли сделают этот фильм привлекательным для тех, кто был в восторге от предыдущей ленты Фрэнсиса-Сэнгстера и ждёт такого же качества или даже лучше.