Обнаженная Венера
- Оригинальное название: The Naked Venus.
- Производство: США 1959г.
- Режиссер: Эдгар Дж. Ульмер (Ове Х. Сехестед).
- В ролях: Патриция Конелль, Дон Робертс, Арианна Ульмер, Дуглас МакКэйрн.
За свою, длившуюся почти три десятилетия режиссёрскую карьеру, натурализовавшийся в США уроженец Австро-Венгрии Эдгар Улмер снял 56 кинокартин, самой известной из которых является «Чёрный кот» (The Black Cat, 1934) - чёрно-белый хоррор с участием легендарных Бориса Карлоффа и Белы Лугоши. В 1959 году Улмер за четыре дня снимает «Обнажённую Венеру» (The Naked Venus), которая считается лучшим (и первым) представителем американских лент о нудизме и нудистах, пользовавшихся некоторой популярностью в низовом сегменте штатовского кинематографа в 1-й половине 1960-х. Именно о ней мы и поговорим.
Ивонна и Роберт Диксоны - молодая семейная пара, проживающая в Париже со своей маленькой дочерью Шери. Однажды Роберт, работающий художником, получает известие о кончине отца, после чего принимает решение переехать в США вместе с супругой и ребёнком, дабы оказать поддержку матери. Практически сразу после прибытия в Америку между Ивонной и родительницей Роберта возникают неприязненные отношения, обусловленные тем, что Ивонна работала моделью для художников, в том числе и обнажённой. Однажды, когда Роберт и его мать отсутствовали дома, к Ивонне является некий мужчина, который называет себя другом (и по совместительству адвокатом) семьи Диксонов и сообщает ей, что Роберт подал на развод. Шокированная этим известием Ивонна вместе с Шери покидает негостеприимный дом и отправляется в нудистскую колонию (так как принадлежит к этому движению). Впереди Ивонну ожидает суд, где её муж и свекровь попытаются не только получить развод, но и опеку над Шери...
Данный фильм Улмера иногда упрекают в большом количестве «мыла». В общем-то, это так, но тут многое зависит от ожиданий зрителя: если он ждёт от нудистской картины почти что непрерывной демонстрации обнажённых тел (что имеет место быть в абсолютном большинстве такого рода продукции), то, действительно, «Венера» покажется ему скучной мелодрамой. Но для тех, кто любит более вдумчивое кино, эта лента будет представлять интерес.
После показа жизни главных героев в Париже действие переносится в Калифорнию. Мать Роберта, узнав о работе Ивонны в Париже, начинает тайно убеждать сына в том, что его брак с этой женщиной - ошибка и на самом деле ему нужна другая жена. Слабовольный молодой человек находится в смятении: с одной стороны он любит Ивонну, с другой - находится под очень сильным влиянием матери. Козни миссис Диксон поначалу успешны, так как Ивонна вынуждена покинуть своё семейное гнездо.
Чтобы успокоить нервы, собраться с мыслями и наметить план дальнейших действий Ивонна отправляется в нудистскую общину Royal Palms, что позволяет режиссёру продемонстрировать ряд почти что буколических сцен с участием красивых мужчин и женщин, пребывающих в естественном виде. Также в Royal Palms Ивонна знакомится c Линн - энергичной девушкой-адвокатом, которая готова представлять её интересы в суде.
Судебные заседания показаны очень подробно и занимают примерно 35 из 76 минут хронометража. Несмотря на такую продолжительность, смотрятся они любопытно. Адвокат Линн будет сражаться за свою клиентку с оппонирующим ей юристом семьи Диксонов Джоном Рутледжем, который приложит все силы, чтобы доказать судье аморальность Ивонны, недостойной, по его мнению, ни брака, ни родительства из-за своего образа жизни, включающего работу обнажённой моделью для парижских художников и приверженности нудизму. Главным козырем Рутледжа станут кадры, тайно снятые частными детективами в Royal Palms, запечатлевшие голую Ивонну. Ответом защиты на этот «фильм» станет приглашение в зал заседаний учёного-искусствоведа из Нью-Йорка, который изложит своё мнение об обнажённой натуре и нудизме. Заключительная часть будет почти что полностью мелодраматической и покажет воссоединение Ивонны и Шери с Робертом, который, наконец, выполз из-под маминой туфли.
Основное идейное содержание «Венеры» - столкновение старого, основанного на ригоризме, отношения к жизни с новыми веяниями, которые можно было бы назвать либеральными. Симпатии Улмера однозначно находятся на стороне последних, их главная носительница, Ивонна, выведена очень милой и доброй барышней. Она заботливая мама и верная жена, и её обнажение - как по работе, так и на досуге - никак не влияет на её «облико морале». Противоположностью Ивонны выступает её свекровь, которая готова на любые, даже самые подлые и бесчеловечные шаги, чтобы соблюсти ханжескую мораль. Её не интересуют ни чувства сына к Ивонне, ни его жизненные устремления - лишь бы только он полностью следовал правильным, как ей кажется, традициям. Недалеко от неё ушёл и Рутледж с нанятыми им частными сыщиками, не брезгующими ради денег заниматься фактически вуайеризмом.
С художественной точки зрения фильм производит положительное впечатление: у него приятный видеоряд, дополненный такой же музыкой. Актёрская игра очень добротна, хотя все исполнители ролей ранее либо вообще нигде не снимались, либо имели крайне скудные фильмографии. Так вышло, что самой известной персоналией здесь оказалась Арианна Улмер - дочь режиссёра, ранее снявшаяся в незначительных ролях в 5 картинах. В The Naked Venus Арианна сыграла адвоката Линн Уингейт; если я не ошибаюсь, то именно она появляется и в качестве одной из нудисток на демонстрируемой в суде стороной обвинения тайной съёмке из нудистского лагеря.
«Обнажённая Венера» - смелая для того времени попытка осветить тему нудизма в контексте противостояния между отживающими свой век консервативными взглядами на жизнь и постепенно нарождающимися в обществе устремлениями к некоторой личной свободе. Эдгар Улмер постарался обстоятельно отобразить данную проблему, и, по моему мнению, у него это неплохо получилось. Пусть здесь высока мелодраматическая составляющая (что вовсе необязательно плохо), но это самобытное кино, которое обязательно должно понравиться мыслящему синефилу.