Main Reviews
top

Монстр из Венеции

bottom
Il mostro di Venezia Il mostro di Venezia Il mostro di Venezia
Il mostro di Venezia Il mostro di Venezia Il mostro di Venezia
  • Оригинальное название: Il mostro di Venezia, The monster of Venice, The embalmer.
  • Производство: Италия 1965г.
  • Режиссер: Дино Тавелла.
  • В ролях: Луиджи Марточчи (Джин Март), Морин Браун, Лучиано Гаспер, Анита Тодеско, Франческо Багарин, Альба Бротто, Уильям Карузо, Паола Ваккари.
bottom

«Монстр из Венеции» - второй и последний режиссёрский опыт таинственного Дино Тавеллы. В Италии этот фильм получил очень ограниченный релиз в кинотеатрах, а потом и вовсе исчез почти на пару десятилетий, вновь появившись уже в 1980-е годы, когда его показ стал осуществляться некоторыми кабельными ТВ-каналами. Гораздо больший успех «Монстр» имел в США, где он был пущен в прокат в несколько сокращённой версии под названием «Бальзамировщик» (The Embalmer), а впоследствии не раз издавался на видеокассетах и DVD. Одним из создателей этой ленты (в качестве одного из авторов сценария) был Паоло Ломбардо, знакомый поклонникам итальянского кино по готико-эротическому хоррору «Любовница демона» (L'amante del demonio, 1972).

В Венеции одна за другой без вести пропадают юные девушки. Полиция считает, что эти случаи никак не связаны между собой и не имеют криминальной подоплёки, так как речь явно идёт о череде несчастных случаев. Иного мнения придерживается местный журналист Андреа Рубис, считающий, что в городе действует маньяк, похищающий и убивающий приглянувшихся ему дам. Эту версию не воспринимает всерьёз ни полиция, ни редакция газеты, а зря, ибо в итоге она окажется верной...

Il mostro di Venezia Il mostro di Venezia

Данный фильм был снят в период, когда итальянские режиссёры, работавшие в «низком жанре», уже делали робкие попытки «экстремизации» контента за счёт включения в свои фильмы персонажей с неявно (или явно) выраженными сексуальными аномалиями: садиста-аристократа Курта Менлиффа (La frusta e il corpo, 1963); вампира, любящего терзать девушек (Il mostro dell'Opera, 1964); ищущего всё более жестокие способы удовлетворить свои ненормальные желания пожилого мужчины и получившего от него подобные наклонности сына (Libido, 1965); атлета, одержимого духом давно умершего палача, склонного к истязанию женщин (Il boia scarlatto, 1965). По этому же пути пошёл и Тавелла.

Итак, в Венеции фиксируются случаи бесследных исчезновений девушек, которые полиция склонна квалифицировать как несчастные случаи и лишь настырный журналист Андреа считает, что в городе действует маньяк-убийца. Для зрителя никакой интриги в детективном плане нет, ибо ему сразу становится известно, что происходит на самом деле: на девушек в темноте нападает некто, облачённый в костюм аквалангиста. Преступник душит свои жертвы и утаскивает в воду, чтобы, доставив в своё подземное/подводное логово, забальзамировать их. Убийца объясняет свою мотивацию тем, что он хочет навечно сохранить красоту этих юных созданий, вознесясь в собственных глазах на небывалую высоту: ведь он, тем самым, бросает вызов законам природы. Не нужно обладать большой проницательностью, чтобы увидеть в этом антигерое некрофильскую сущность (хотя бы потому, что в одной из сцен ясно показано, как он ласкает женский труп). Характерный момент: маньяк старается выбирать для своих деяний девушек 17-18 лет, что означает предрасположенность и к нимфофилии. В этой связи небезынтересным будет представить два заключения цензурных комиссий:

22 июля 1965 года:

«Секция «С» комиссии по рецензированию фильмов выражает положительное мнение по поводу запрета публичных показов для лиц младше 18 лет, как из-за жутких сцен, могущих негативно повлиять на чувствительность вышеупомянутых несовершеннолетних, так и из-за сюжета, основанного на болезненных и ненормальных наклонностях персонажа, известного как «Монстр из Венеции», которые становятся наиболее очевидными в некоторых эпизодах благодаря специфическому поведению преступника».

27 августа 1965 года:

«Апелляционный совет II степени, пересмотревший фильм, подтверждает запрет его показа для несовершеннолетней аудитории, поскольку фильм основан на ненормальных сексуальных наклонностях главного героя, а также содержит жуткие сцены и аморальные отношения, противопоказанные несовершеннолетним из-за особой чувствительности последних».

Репортёр Андреа не просто выдвигает версию о серийном убийце, он начинает вести собственное расследование, по крупицам собирая интересующие его сведения. От парочки дворников, не расстающихся с бутылкой кьянти, он узнаёт о появляющемся возле каналов в тёмное время суток аквалангисте; ещё его увлекают рассказы археолога-англичанина о якобы скрытом под одним из отелей древнем монастыре, который был затоплен в далёкие времена. Когда учёного находят убитым, Андреа понимает, что тот невольно нашёл ключ к разгадке тайны преступлений. «Следствие» журналист проводит параллельно с исполнением обязанностей гида для группы студенток, приехавших в Венецию на каникулы (плюс у него начинается роман с руководительницей группы Морин).

Сюжет, как видно, весьма и весьма оригинальный. Убийца с некрофильскими наклонностями, обладающий секретной формулой для высококачественного бальзамирования тел, оборудовал своё убежище в затонувшем монастыре, откуда он в подводном костюме совершает ночные набеги на ничего не подозревающих барышень. Эту историю Тавелла реализует в очень хорошем, не дающем заскучать, темпе, сопровождающимся динамичной музыкой от Марчелло Джиганте. Кульминация фильма приходится на последние 15 минут, когда Морин случайно обнаруживает в кабинете управляющего отелем потайной ход, ведущий в подземелье. Естественно, женщина спустится туда и столкнётся там с тем, кто наводит ужас на город. Эти сцены очень атмосферны: Морин будет блуждать в старинных катакомбах, освещая себе путь подсвечником, свет которого порой будет выхватывать из тьмы неприглядные вещи вроде скелетированных останков монахов. Отлично смотрится и сам убийца, одетый в рясу и с лицом, скрытым маской в форме человеческого черепа. Кстати, нелишним будет отметить и такую деталь: в этой картине есть ещё один персонаж с перверсивными наклонностями - сотрудник отеля, который через специальное зеркало подглядывает за переодевающейся туристкой.

Il mostro di Venezia Il mostro di Venezia

На специализированных западных сайтах можно найти немало отзывов на «Монстра». В большинстве случаев они имеют критический характер. Основная претензия сводится к тому, что в фильме немало времени уделено «непрофильным» сценам, посвящённым, например, развитию романа между Андреа и Морин, показам различных районов Венеции и т.д. и т.п. Что же, каждый имеет на право на собственную трактовку того, каким должен быть хоррор/триллер, но лично мне было интересно увидеть как в середине 1960-х годов минувшего века выглядел один из легендарнейших городов мира.

Главную роль (репортёр) сыграл Луиджи Марточчи, скрывшийся за псевдонимом Джин Март. Марточчи был востребованной в Италии фотомоделью, который работал для различных домов моды, среди которых были всемирно известные Valentino и Brioni; кроме этого он имел популярность и во Франции, где часто появлялся в т.н. «статичных фильмах» (fotoromanzo). После работы у Тавеллы на Марточчи обрушился вал предложений новых съёмок, но он предпочёл полностью сосредоточиться на карьере манекенщика. Отметим, что в «учётной карточке» «Монстра» в итальянском киноархиве под именем Джин Март записан не Луиджи Марточчи, а Джино Мартурано - совершенно другой актёр. Скорее всего, эта путаница проистекает из-за схожести использовавшихся ими псевдонимов: Gin Mart (Марточчи) и Jean Mart (Мартурано). Самой известной персоналией здесь оказалась Анита Тодеско - выпускница Центра экспериментальной кинематографии, снявшаяся в десятках Б-фильмах в 1955-1968 гг. (сыграла первую жертву маньяка). Имена остальных актёров ничего не скажут даже бывалым любителям старого итальянского кино.

«Монстр из Венеции» - вполне неплохой фильм. Да, он очень дёшево снят, но это компенсируется оригинальным сюжетом, динамичностью развития событий и красивым визуальным рядом. Эту любопытную и безвредную чёрно-белую безделицу можно посмотреть для развлечения, чтобы немного скрасить свой досуг.

Автор обзора: Almost Human.
Il mostro di Venezia Il mostro di Venezia
Il mostro di Venezia Il mostro di Venezia

-- Постеры и открытки --
(Кликабельно)

Il mostro di Venezia Il mostro di Venezia Il mostro di Venezia
Материал опубликован: 09 июня 2022 года