Дом матери
- Оригинальное название: Mors hus, His Mother's House.
- Производство: Норвегия 1974г.
- Режиссер: Пер Блом.
- В ролях: Бенте Бёрсум, Свейн Стурла Хунгнес, Фрёдис Арманд, Ауд Фоссе.
«Дом матери» - дебютная лента норвежского режиссёра Пера Блома, снятая им в 1974 году по мотивам практически одноименного романа Кнута Фальдбаккена «Дом его матери» (Sin mors hus), изданного пятью годами ранее. «Дом матери» оказался весьма успешным проектом: он собрал хорошую кассу в Норвегии и был номинирован на главную премию Международного кинофестиваля в Чикаго. Есть информация, что данный фильм входит в перечень наиболее важных представителей норвежского кинематографа, но, несмотря на это, он до сих пор не получил DVD-релиза.
Молодой человек по имени Петтер бросает учёбу в университете Осло, разрывает отношения с невестой и отправляется в Йёвик, где в собственном доме, в одиночестве после смерти мужа, живёт его мать. По пути домой Петтер в поезде знакомится с Евой - девушкой, которая тоже едет в Йёвик, чтобы работать в школе. Между ними возникает взаимная симпатия, перерастающая в отношения, что не устраивает мать Петтера, которая хотела бы, чтобы её сын принадлежал ей целиком...
Источники характеризуют «Дом матери» как «эротическую драму», что, возможно, верно, но этот фильм вряд ли можно сравнивать, например, с активно снимавшейся в те же годы итальянской продукцией, акцентировавшей внимание именно на болезненной эротике; «Дом матери» более сложен и не сводится к демонстрации «горяченьких» сцен.
После решительного разрыва с учёбой и невестой, Петтер оказывается в доме своей матери, которая радуется приезду сына и не беспокоится по поводу того, что он бросил университет и без пяти минут жену. Женщина начинает активно обустраивать жизнь Петтера в бытовом плане и быстро входит во вкус: в её бытие будто бы вливается новая сила, придавая ему смысл. В замкнутом пространстве дома мать и сын становятся всё ближе и ближе друг к другу. Они часто вспоминают прошлые годы, когда женщина заботилась о растущем Петтере, делая те же вещи, что и сейчас. Вместе они встречают Рождество, танцуя под музыку и спят в одной кровати. Но вскоре у Петтера начинаются отношения с Евой, работающей учительницей в его бывшей школе и мать, пусть и неявно, но ревнует сына к его новой пассии. Тем не менее, её ревность не конвертируется в действия, женщина не собирается строить молодым людям какие-либо козни, переживая отдаление от неё сына внутри себя.
В фильме нет абсолютно никакого действия, хотя он является минималистичным практически во всех аспектах: мало диалогов, музыки (используется одна и та же красивая мелодия из наследия немецкого композитора Иоганна Пахельбеля), трудно уловимая атмосфера, небольшое количество эротики... Развитие отношений между действующими лицами - Петтером, его матерью и Евой - лишено детализированности, оно показывается какими-то фрагментами, из которых, однако, быстро складывается довольно точная картина происходящего. Мать Петтера - одинокая женщина, коротающая время после кончины супруга в пустом доме. Её молодость и счастливая жизнь остались в прошлом, в настоящем есть только воспоминания и нехитрый досуг в виде чтения журналов с сигаретой во рту. Неожиданный приезд сына становится для неё лучом света, в ней начинает теплиться робкая надежда на счастье, которое ставится под угрозу появлением Евы. В одном из синопсисов «Дома матери» Петтер назван человеком, «не имеющим точки опоры в своём существовании». Этот индивид кажется инфантильным: на важном экзамене в университете он занят рисованием обнажённой женщины, затем он в не очень корректной форме рвёт с невестой, оставляя её в слезах. По возвращении в Йёвик он не занимается ничем. Психологический тип, к которому относится Петтер, довольно точно описывается в специальной литературе:
Большинство мужчин, обладающих положительным материнским комплексом, ленивы, поскольку мать - это лоно, также она является символом материи, а материя - это инерция». «Положительная» мать подобна огромной пуховой перине, удерживающей мужчину в плену комфорта. Ребёнком он не успевал в школе и не воспитал себя напряжением сил, трудом и учением; взрослым он оказывается неспособен встать лицом к лицу с борьбой за существование и зарабатывать себе на жизнь.
Разрыв с учёбой и невестой и отъезд Петтера в материнский дом можно воспринимать как бегство от страшащих проблем собственной экзистенции. Бывший студент обосновывается в четырёх стенах, где он как бы получает защиту от превратностей жизни. Французский философ Гастон Башляр отмечал, что:
...сокровенность как следует запертого, хорошо защищённого дома совершенно естественно влечёт за собой более значительное сокровенное, в особенности, сокровенность сначала материнского чрева, а потом - материнского лона.
Собственно, основным содержанием фильма, является показ борьбы в Петтере двух тенденций: инволюционной, связанной с возвращением в дом матери и постепенным погружением в этот «кокон»; и противоположной, проявляющейся в романе с Евой, способным в перспективе вывести главного героя в нормальную жизнь. Финал будет драматичным: во время очередного свидания с Евой Петтер узнаёт, что она беременна. Эта новость настолько его шокирует, что он впадает в самую настоящую панику и, охваченный отчаяньем, бежит домой, где и делает окончательный выбор.
Актёрская игра на высоком уровне, особенно это касается исполнительницы роли матери - Бенте Бёрсум, получившей за этот фильм премию от Ассоциации норвежских кинокритиков. Кстати реальная разница в возрасте между Бёрсум и сыгравшим роль Петтера Свейном Хунгнесом составляла 12 лет (40 и 28 соответственно).
«Дом матери» - довольно странное кино. Формально его можно атрибутировать как эротическую incest-themed драму, которая, как говорилась выше, весьма сильно отличается от чисто эксплуатационной продукции того времени отсутствием акцента на эротике и необычной манерой подачи материала.