Либидо
- Оригинальное название: Libido, Libido Means Lust.
- Производство: Италия 1965г.
- Режиссер: Эрнесто Гастальди (Джулиан Берри), Витторио Салерно (Виктор Сторфф).
- В ролях: Джанкарло Джанини (Джон Чарли Джонс), Доминик Бошеро, Мара Мэрил, Лучиано Пигоцци (Алан Коллинс).
В итальянском кинематографе Эрнесто Гастальди известен как, в первую очередь, отличный сценарист. За почти сорок лет работы на этом поприще он написал более 120 сценариев и историй, по которым были сняты в том числе и культовые для аппенинского жанрового кино ленты: «Любовница вампира» (L'amante del vampiro, 1960), «Девственница из Нюрнберга» (La vergine di Norimberga, 1963), «Плеть и тело» (La frusta e il corpo, 1963), «Дни гнева» (I giorni dell'ira, 1967) и другие. Пробовал себя Гастальди и в качестве режиссёра, хотя в этой ипостаси его успехи гораздо скромнее: за 27 лет им было снято всего шесть фильмов, самым удачным из которых считается дебютный – «Либидо». Работа над этой картиной шла 18 дней, а на съёмочный процесс была потрачена смехотворная для того времени сумма - 26 миллионов лир. Гастальди снимал «Либидо» не один, а в тандеме с Витторио Салерно - братом знаменитого актёра Энрико Марии Салерно.
В детстве Кристиан получил страшную психологическую травму: он стал свидетелем жестокой расправы над молодой девушкой, которую учинил его собственный отец - пожилой мужчина, пресытившийся простыми удовольствиями и нуждающийся во всё более острых ощущениях. С тех пор минуло более двадцати лет и вот повзрослевший Кристиан возвращается в фамильный замок, где когда-то разыгралась эта ужасная трагедия. За плечами у Кристиана долгое лечение у психиатра, а впереди его ожидает огромное наследство, до получения которого осталось всего три месяца. Кристиан не одинок и в поездке с целью инвентаризации имущества его сопровождают супруга Айлин, опекун Поль и его жена Бриджит. Кажется, что будущему миллионеру нечего бояться, но это ощущение обманчиво: в родном доме Кристиан столкнётся со зловещими призраками прошлого и не только...
Показ фильма предваряется цитатой Зигмунда Фрейда, объясняющей смысл понятия «либидо»: Я подразумеваю под «либидо» количественное выражение энергии всех тех тенденций, всплывающих из того густого моря бессознательного, которое суммируется в том, что мы определяем как «любовь», тот комплекс импульсов, который мы называем «Эго», которое Святой Павел восхвалял в своих посланиях к Коринфянам. Однако такие тенденции могут быть направлены по ложному пути, порождая у индивида комплекс вины, и это в основном возможно в период между рождением и половым созреванием, поскольку детские травмы легче всего влияют на «либидо» взрослого индивида, изменяя, а иногда и подавляя его сексуальную динамику».
Основная линия сюжета - показ погружения в безумие главного героя. Пройдя длительный курс лечения, Кристиан со своими близкими возвращается в родные пенаты, где его ждут неприятности. Это место давит на Кристиана само по себе из-за кошмарных воспоминаний времён детства, а после увиденного им в комнате с зеркальными стенами к его страхам добавляется ещё один: повторить путь отца, став убийцей и садистом. Молодого человека тревожит то, что он иногда видит. Так, однажды он обнаруживает в одной из комнат качающееся кресло и дымящуюся трубку своего отца; в другой раз во мраке ему чудится кто-то, кто облачён в плащ, такой же, какой носил его родитель; затем он наталкивается на ведущие в дом следы, которые, как оказывается, оставлены отцовскими сапогами. Окружающие находят видениям Кристиана разумные объяснения и он не может понять, что же происходит на самом деле: то ли он действительно сходит с ума, то ли его папа вовсе не умер, спрыгнув в море со скалы (тем более, что его тело так и не было найдено), то ли против него строят козни. Последние, как считает Кристиан, могут быть делом рук Поля, страшащегося скорой потери контроля над деньгами и недвижимостью своего многолетнего подопечного.
Постепенно Кристиан укрепляется в мысли о виновности Поля в своих злоключениях. Более того, в какой-то момент он даже уверяется в том, что его враг действует против него не один, а вместе с Айлин, якобы являющейся его тайной любовницей. Но эти подозрения рассыпаются в прах, когда Кристиан узнаёт от своей жены ужасную новость: он неоднократно наносил ей увечья, о которых вскоре забывал из-за своего психического расстройства. Казалось бы, это конец истории, но нет, впереди будет шокирующий финал, который полностью разрушит предшествующую ему мнимую ясность ситуации.
Значительная часть «Либидо» была снята в стилистике готики. Главной локацией фильма был небольшой замок Сastello della Сastelluccia, возведённый на остатках древнеримской виллы в XII-XIII веках. В его интерьерах режиссёрам удалось создать мрачную атмосферу со скрипами дверей, таинственными тенями и распахивающимися от дуновения ветра в зловещую грозовую ночь окнами. В этом гнетущем полумраке возрождаются ужасные фантомы минувшего. Местами, впрочем, готика «разгружается» лёгкими дневными сценами во дворике или у моря. Кстати, именно в этом замке примерно полутора годами ранее итальянцем Амброджио Мольтени и его коллегой - французом Жаном Йосиповичи снимался отличный прото-джалло «Преступление в зеркале» (Delitto allo specchio, 1964).
От традиционной готики с её «тягомотиной» «Либидо» отличается очень хорошим темпом развития событий и выраженным, насколько это позволяла тогдашняя цензура, эротизмом. Его главным источником выступила Бриджит - симпатичная, но глупая и пошловатая блондинка, при каждом удобном случае демонстрирующая окружающим своё тело. Кое-что удастся рассмотреть и у аристократичной Айлин.
Главную роль режиссёры весьма неожиданно доверили 22-летнему Джанкарло Джаннини, ранее в кино не снимавшемуся. Этот выбор себя полностью оправдал, ибо дебютант блестяще сыграл пребывающего в пограничном состоянии психики Кристиана, который после возвращения в дом детства начинает быстро соскальзывать в безумие. Его жену - добропорядочную и заботливую, на первый взгляд, элегантную красавицу - играла француженка Доминик Бошеро. Отлично проявила себя исполнительница роли сексуальной пустышки Бриджит Мара Мэрил (под этим именем скрывалась жена Гастальди Мария Кьянетта). Хорош и «итальянский Петер Лорре» Лучано Пигоцци (Поль). Автором музыки был Карло Рустикелли, которому особенно удались тревожные мелодии, сопровождающие ряд устрашающих сцен.
«Либидо» - один из лучших представителей жанрового итальянского кино 1960-х. Новоиспечённым режиссёрам, работавшим при экстремально низком бюджете, удалось снять отличный во всех смыслах фильм. Закрученный сценарий, готическая атмосфера, эротизм - здесь есть всё, что удовлетворит запросы истинного коносьера.