Main Reviews
top

Врата тишины

bottom
Le porte del silenzio Le porte del silenzio
  • Оригинальное название: Le porte del silenzio, Door to silence, Hell Crash! Hearse from Hell.
  • Производство: Италия 1991г.
  • Режиссер: Лючио Фульчи (Х. Саймон Киттэй).
  • В ролях: Джон Сэвэдж, Сэнди Шульц, Дженнифер Лоэб, Ричард Кастлман.
bottom

К началу 1990-х гг. качество фильмов Лючио Фульчи стало совсем низким, что привело к их провалу в прокате и проблемам с поиском желающих вложиться в производство очередного проекта. В 1991-м году Аристид Массаччези (Джо д'Амато) заинтересовался очередной идеей Фульчи – экранизацией его собственного рассказа «Двери пустоты» (Porte del nulla), выпущенного в антологии «Чёрные Луны» (Le Lune nere). Он выделил скромный бюджет, которого хватило на то, чтобы поехать в США (штат Луизиана), нанять американского актёра Джона Сэвэджа и снять фильм. Единственным условием было требование к Фульчи взять псевдоним Х. Саймон Киттэй (H. Simon Kittay), так как предыдущие его работы под собственным именем провалились в прокате.

Le porte del silenzio Le porte del silenzio

По некоторым данным через несколько месяцев Фульчи вернулся из США и передал Массаччези отснятый материал, продолжительность которого была неизвестна, но точно меньше полутора часов. Говорят, что Аристиде сам поехал в Америку и доснял несколько «недостающих» моментов, чтобы фильм имел стандартную продолжительность в 90 минут. В результате из-за финансовых проблем его компании Filmirage картина была издана в Италии на VHS, а релиз в большинстве остальных стран был отложен на неопределенное время. И только в новом веке картина была открыта для зрителей всего мира посредством издания на всевозможных носителях.

Картина начинается с гротескных похорон, на которые заглядывает главный герой – преуспевающий бизнесмен Мелвин Дэверо (Джон Сэвэдж). Посмотрев на людей, скорбящих под веселую джазовую музыку в сопровождении не менее веселых музыкантов, Мелвин решает продолжить свой путь в родные края. По пути на светофоре с ним заговаривает странная женщина (Сэнди Шульц), которая говорит, что знает его и что они скоро снова встретятся. Так и происходит: у Мелвина ломается машина и тут откуда ни возьмись появляется та самая женщина и подсказывает, где можно найти механика. Она пытается затащить его в постель, но в последний момент исчезает, оставив послание, что они встретятся в определенном месте. Продолжая свой путь, Мэлвин ввязывается в опасную игру с водителем катафалка, который не хочет уступать дорогу и везет гроб с надписью «Мелвин Дэверо». Веря, что это другой человек, главный герой начинает наводить справки и выясняет, что все считают его мёртвым…

Le porte del silenzio Le porte del silenzio

«Врата тишины» получают разные отзывы. Некоторые считают этот фильм одной из лучших работ Фульчи, в то время как другие говорят обратное. Я же соглашусь с первыми и скажу, что это лучшее, что сделал Фульчи после его знаменитой трилогии о вратах ада («Город живых мертвецов», «Дом на краю кладбища», «Седьмые врата ада»). Думаю, что большинство тех, кому не понравилось это творение, ожидали от него «стандартного» Фульчи с ужасами, кровавыми сценами и всевозможными дикостями. Но «Врата тишины» – совершенно нестандартный фильм, сильно выбивающийся из всего послужного списка режиссёра. Так давайте же разберемся, чем он хорош и есть ли у него недостатки.

В сюжетном плане картина отдаленно наминает «Дуэль» (Duel, 1971) Стивена Спилберга, где весь фильм главный герой также ехал по дорогам Америки и нарвался на огромный грузовик, который его преследовал. Здесь же всё наоборот: это Мелвин преследует катафалк, никак не может его обогнать и весь фильм пытается узнать имя на гробе внутри его. Это глубоко личный фильм режиссёра, эдакое размышление о смерти, которое каждый волен трактовать по-своему. Возможно, автор имел в виду, что в погоне за чем-то люди не замечают ничего вокруг, всё время куда-то спешат и ни о чём не думают, а финал у всех один – смерть. И погоня, показанная в фильме – это метафизическая дуэль человека с собственной смертью.

Картина снималась в США и по атмосфере, по ощущениям во время просмотра очень сильно напоминает американскую продукцию того времени. Во многом этому способствует местность Нового Орлеана, а также необычный и очень удачно подобранный джазовый саундтрек Франко Пьяны. Казалось бы, в таком фильме-размышлении, большая часть времени которого посвящена погоне человека за своей смертью, джаз не к месту, но только не в этом случае. Музыка идеально оттеняет мрачную историю, а такие сцены, как эпизод в морге, где Мелвин видит несколько гробов со своим именем и в одном из них находит свой труп, добавляют сюрреалистические нотки к этой истории.

Здесь нет никакого экшена, нет убийств, нет крови и внутренностей, а обнаженка сведена к самому минимуму. Если не знать, кто автор, и начать смотреть фильм без вступительных титров, то и не догадаешься, что это кино мог снять Лючио Фульчи на закате своей карьеры. На мой взгляд, это достойное завершение его долгого путешествия по волнам кино и одна из самых необычных картин Италии 1990-х. Кино, которое будет понято и оценено далеко не всеми, но объективно оригинальное и стоящее творение не на один просмотр. Рекомендации.

Le porte del silenzio Le porte del silenzio
Le porte del silenzio Le porte del silenzio
Le porte del silenzio Le porte del silenzio
Le porte del silenzio Le porte del silenzio
Материал опубликован: 08 октября 2018 года