Страна без звезд
- Оригинальное название: Le pays sans étoiles.
- Производство: Франция 1946г.
- Режиссер: Жорж Лакомб.
- В ролях: Жерар Филипп, Пьер Брассёр, Жани Ольт, Ги Фавьер.
В 1945 году французский писатель Пьер Вери, известный своими детективными и мистическими произведениями, написал роман «Страна без звезд». В следующем же году он был приглашен в качестве сценариста на съёмки экранизации с тем же названием, постановкой которой занимался тогда ещё не очень известный Жорж Лакомб. Премьера состоялась в зале Марбёф (Marbeuf) 3 апреля 1946 года. В наши дни картина полностью забыта даже на Западе, а уж российскому зрителю и подавно неизвестна.
Симон Легуж (Жерар Филип), работающий в нотариальной конторе, отправляется в Испанию, чтобы доставить документы. По пути он видит странный утес, который навевает воспоминания давно ушедших дней, и решает посетить городок, расположенный неподалеку. В этом городке все боготворят некую Аурелию Талакаюд, построившую госпиталь и скончавшуюся ещё в прошлом веке при загадочных обстоятельствах. Изучая детали её жизни, Симон начинает думать, что причиной произошедших событий является убийство на почве любви.
В это же время в город прибывает дочка владелицы гостиницы Картин (Жани Ольт), как две капли воды похожая на Аурелию. Молодой человек встречает её на местном кладбище и сразу же влюбляется в неё. Вместе они начинают «копать» историю Аурелии, а впоследствии планируют уехать, но тут появляется друг главного героя Жан-Тома Пельрен (Пьер Брассёр), который также начинает ухлестывать за Катрин. Впоследствии, в секретном ящике комода он находит письмо Аурелии, которое проливает свет на произошедшие в прошлом веке события и на отнюдь недобрую личность Аурелии, но ещё не знает, что в скором времени все трое будут вынуждены повторить то, что на самом деле произошло много лет назад…
Это кино сложно причислить к какому-то одному жанру. Формально это escapist cinema, которым славилась Франция в годы оккупации, но также картину можно отнести к жанру драмы и мистики с достаточно сильным привкусом готики. Конечно же, большинство современных зрителей вряд ли выдержит неторопливый темп развития событий. Даже любители традиционной итальянской готики могут быть слегка разочарованы, ибо здесь нет хоррора в привычном понимании этого слова, но есть все атрибуты, которыми в будущем будут пользоваться итальянские мастера.
Большую часть фильма на экране не происходит никаких мистических событий. Главный герой живет воспоминаниями, знакомится со странной девушкой с отнюдь не чистым прошлым и увлеченно изучает историю Аурелии Талакаюд. Постепенно он начинает терять связь с реальностью и полностью погружается в историю прошлого века, отождествляя Катрин с Аурелией, тем более что они похожи как две капли воды. Сама Катрин не противится этому и даже отвечает Симону взаимностью, но с приездом Жана и находкой письма Аурелии всё меняется и события начинают развиваться стремительно. Режиссёр очень хорошо показывает диаметрально разные характеры двух главных героев: спокойный и честный Симон против лживого и чрезмерно активного Жана. Далее следуют интриги, предательство и развязка с явлением призрака XIX века. Сама эта развязка не дает ответов на возникшие вопросы и даже кажется, что фильм как-то быстро обрывается и что там на кладбище, откуда появился призрак, должна разыграться ещё большая трагедия.
Несмотря на то, что мистики здесь мало, картину всё равно можно отнести к жанру готики. Главные герои множество раз будут ходить на древнее кладбище, Симона будут преследовать призраки прошлого, он пытается вспомнить то, что знал, но забыл, разгадать вековую тайну и будет балансировать на грани сна и реальности. Подобные приемы впоследствии использовали некоторые режиссёры джалло. Загадочная история Аурелии проходит сквозь весь фильм в виде вставок из её жизни в XIX веке и только в финале нас ждёт неожиданное открытие, проливающее правду на её личность, за которым последуют те же события, которые произошли много лет назад. Смотрится это весьма интересно, если уделить фильму и диалогам должное внимание.
Главные роли были отданы настоящим звездам французского кино того времени. Жерар Филипп и Пьер Брассёр отлично воплотили на экране два совершенно разных характера, две противоположные друг другу личности, при соприкосновении которых происходит «взрыв». Прекрасная Жани Ольт исполняет сразу две роли – Аурелии из ретроспективы событий столетней давности, и Катрин, умело балансирующей между двумя мужчинами.
«Страна без звезд» - красивое, неторопливое и оригинальное кино, которое могло появиться только во Франции и только в 1930-1940-е. Сейчас оно смотрится совсем непривычно, но в то же время не потеряло своего очарования. Красивый визуальный ряд, замечательные актёры и необычный сюжет – это лишь несколько неоспоримых плюсов данного фильма, которых достаточно, чтобы поставить ему очень высокую оценку.