Крысы не спят по ночам
- Оригинальное название: Las ratas no duermen de noche, Crimson, Crimson - the Color of Blood, The man with severed head.
- Производство: Испания-Франция 1973г.
- Режиссер: Хуан Фортуни.
- В ролях: Хасинто Молина (Пол Нэш), Сильвия Солар, Оливье Мато, Виктор Исраэль, Роберто Маури, Эвелин Скотт.
Научные эксперименты по пересадке мозга всегда бередили умы кинематографистов. На ум приходят такие ленты как «Человек с пересаженным мозгом» (L'homme au cerveau greffé, 1971) и «Пересадка Мозга» (Trasplante de un cerebro, 1970). В 1973 году французская компания Eurocine, наиболее известная по сотрудничеству с Хесусом Франко, кооперируется с испанскими продюсерами и запускает создание схожей ленты под названием «В багрово-красных тонах», главную роль в которой пригласили сыграть Пола Нэши. Качество фильмов этой компании всегда было ниже всякой критики, но на этот раз они превзошли сами себя…
Группа преступников грабит ювелирный магазин. Спасаясь от преследования полиции, они решают залечь на дно и найти врача для раненного в голову главаря Сюрнета (Пол Нэши). Его ранение очень серьезно, поэтому врач-нелегал предлагает отвести его в особняк к своему другу-профессору, проводящего эксперименты по пересадке органов. Чтобы спасти Сюрнета, нужен донор мозга, в качестве которого бандиты выбирают главу конкурирующего мафиозного клана по кличке Садист (его играет итальянский режиссёр Роберто Маури). Операция прошла успешно, правда, не без проблем. Постепенно Сюрнет начинает ощущать в себе сущность своего донора и проявляет садистские наклонности…
При желании из такого сюжета и с таким актёром как Пол Нэши можно было сделать добротный фильм ужасов, но только не в том случае, когда к созданию причастна компания Eurocine. Официально «В багрово-красных тонах» считается фильмом ужасов, а Пол Нэши заявлен исполнителем главной роли, но ни то, ни другое не является правдой.
Перед нами очень дешево снятый криминальный фильм с элементами фантастики, которые проявляются лишь в факте того, что одному из героев пересадили часть мозга другого человека, и он стал ощущать в себе его сущность. В остальном же это очень плохо снятый криминальный фильм, смотреть который – это значит подвергать себя пытке.
Существует несколько версий фильма, предназначенных для проката в разных страха в зависимости от отношения тамошнего законодательства к демонстрации обнаженки и секса. Американская прокатная версия идет 89 минут и практически не содержит обнаженки, в то время как европейская идет на 10 минут дольше и в неё вмонтировано несколько убого снятых эротических сцен, которые снимал сам режиссёр и с теми же актрисами (актёров заменили дублеры). Ну и ходят слухи о порнографической версии, но, скорее всего, её делали уже без участия создателей фильма. Эротические сцены сняты настолько топорно, неумело и криво, что задаешься вопросом: неужели в те времена такое прокатывало? Мало того, что они вряд ли кого могут возбудить, так в большинстве из них актёры «делают это», не снимая штанов. Если и решитесь смотреть этот фильм, то лучше выбирать американскую версию, так как и в ней хватает идиотизма, но хотя бы нет вызывающих одновременно смех и недоумение эротических сцен.
Теперь о самом фильме. Даже 89-минутная версия неимоверно скучна. Большую часть экранного времени главные герои носятся со своим боссом и пытаются достать голову Садиста. А когда им это удается, то повествование переключается на людей донора. Нам показывают вялые поиски мафиози, медленное осознание того, что с ним сделали и последующие попытки отомстить, которые так и не доходят до реального действия. Всё это обильно приправлено разговорами об эксперименте по пересадке мозга, перепалками людей Сюрнета, различными хождениями туда-сюда и даже показом музыкального номера в клубе.
А где же Пол Нэши? Практически весь фильм он лежит без сознания у себя в комнате и его нам, естественно, почти не показывают. Только в конце Сюрнет оживает, трахает девку Садиста, рассказывая, что в нём есть его часть, и пускается во все тяжкие. Ну, как «во все тяжкие» - попытка изнасилования, беготня по лесу и… всё… Дальше бандиты узнают, что к ним едут люди Садиста и полиция, суетятся, ссорятся и решают бежать, оставив Сюрнета с женой оперировавшего его врача, которую он тоже попытается изнасиловать. Ну и финал такого кино закономерен…
Действие фильма происходит всего в нескольких помещениях: в особняке, в клубе, на улице и в лесу. Немногочисленные погони и перестрелки сняты очень плохо, кровавых убийств вообще нет, мафиозное противостояние показано очень блекло, а лаборатория профессора выглядит убого. Отсутствие саспенса, какой-либо атмосферы и почти любительское качество и так не идут на пользу фильма, так ещё и саундтрек Дэниэла Уайта «пробивает очередное дно». Развеселые джазовые мелодии будут играть даже в тех сценах, где здравый смысл диктует нагнетать атмосферу и сгущать краски. Но нет, весь фильм звучит такая музыка, словно мы находимся в ресторане или кабаре.
Как я уже отметил выше, заявленный исполнителем главной роли Пол Нэши появляется немного в начале и немного в конце фильма. Всё остальное время – он играет бездыханное тело преступника, ожидающее сложной операции. Судя по всему, Нэши был приглашен по просьбе испанских инвесторов, дабы заработать на его имени. В остальных ролях задействованы малоизвестные актёры, среди которых был завсегдатай фильмов Хесуса Франко и компании Eurocine Оливье Мато и ветеран испанского кино Виктор Исраэль. Как итальянский режиссёр Роберто Маури попал в этот фильм, остается загадкой.
Фильмография Пола Нэши очень «неровная», в ней встречаются как шедевры, так и откровенно плохие ленты, но данное кино – это одно из самых бездарных, плохо снятых, тупых и скучных творений в его послужном списке.