Оставьте трупы загорать
- Оригинальное название: Laissez bronzer les cadavres, Let the corpses tan.
- Производство: Франция-Бельгия 2017г.
- Режиссер: Эллен Катте и Бруно Форцани.
- В ролях: Элина Лёвенсон, Стефан Феррара, Микеланджело Маркезе, Пьер Нисс.
В 2009 году бельгийская пара режиссёров Элен Катте и Бруно Форзани начали своё победное шествие по кинофестивалям, выпустив на экраны фильм «Амер» (Amer), больную сюрреалистическую эстетскую фантазию. В 2013-м году они продолжили оттачивать свой оригинальный, ни на что не похожий и тяготеющий к эстетике итальянского кино 1970-х стиль. Картина «Странный цвет слез твоего тела» (L'étrange couleur des larmes de ton corps) также имела определенный успех и показывалась на ряде кинофестивалей. И вот в 2017 году авторы решают на время отойти от стилистики джалло и выпускают на экраны картину под необычным названием «Оставьте трупы загорать», которая есть ни что иное, как оммаж итальянским спагетти-вестернам и криминальным триллерам 1970-х.
В основу сюжета лег одноименный роман французского писателя-детективиста Жана-Патрика Маншетта, написанный в сотрудничестве с режиссёром Жаном-Пьером Бастидом. Произведения Маншетта пользовались огромной популярностью: достаточно сказать, что по ним поставлены такие фильмы с Аленом Делоном как «Троих надо убрать» (3 hommes à abattre (1980)), «За шкуру полицейского» (Pour la peau d'un flic (1981)) и «Шок» (Le choc (1982)). Маншетт считается родоначальником нео-полара (neo-polar), новой волны криминальных романов, пик популярности которых пришелся на 1970-е годы. Характерной чертой всех этих произведений было бунтарство против устоявшегося общества, изгои и деклассированные элементы в качестве главных героев, жестокие преступления, активное неприятие действительности и бунт против неё… «Оставьте трупы загорать» был первой работой Маншетта и по сей день мало известен за пределами Франции (насколько мне известно, на русский язык он не переводился, а англоязычное издание появилось совсем недавно). Те, кто читал этот роман, говорят, что фильм очень близок к оригинальному тексту.
Группа преступников грабит автомобиль, перевозящий 250 кг золота, и, скрываясь от погони, оказывается в удаленной гористой местности, где стоит всего лишь один домик, в котором живет писатель и его любовница. Они решают спрятаться в этих местах, прихватив по пути женщину с ребенком, которая на проверку оказывается первой женой писателя. Расследующие ограбление по горячим следам полицейские оказываются в этих местах и вступают в схватку с преступниками…
Я рассказал лишь о первых 20 минутах фильма. Вся остальная его часть – это нескончаемая перестрелка под палящим солнцем, постепенно переходящая в битву всех против всех. Зрителя ждёт огромное количество безостановочного экшена, обильно сдобренного нестандартными ракурсами, крупными планами, черепами, старыми полуразрушенными зданиями, необычными сценами и изрядной долей эротизма, сюрреализма и психоделии.
Режиссёры не скрывают, что на этот раз вдохновением для их работы послужили итальянские спагетти-вестерны и криминальные фильмы 1970-х. Гористая местность, суровые бандиты, палящее солнце, золото и борьба всех против всех ради проклятого металла – всё это напоминает нам о славных днях италовестернов, а по накалу жестокости и обилию экшена картина может посостязаться с лучшими представителями криминального кино Италии 1970-х. Перестрелку длинною в фильм обильно разбавляют красочные флэшбэки, на первый взгляд кажущиеся бессмысленными, но на проверку скрывающие в себе потаенные смыслы и аллюзии, венцом которых становятся сюрреалистические сцены с силуэтом девушки, словно ассоциирующие её с самой смертью. Она будет не раз появляться на экране в кульминационных моментах, и каждый раз эти сцены будут содержать всё больше и больше символизма. В одной из них эту девушку привязывают к кресту и истязают, а из её груди течет нечто, похожее на шампанское. Кресты – важный и очень значимый элемент большинства спагетти-вестернов, привносящий в них меланхолию и обреченность. И именно это проходит красной нитью через весь фильм: регулярно показываемые черепа и сцена с распятием никогда не дадут зрителю забыть о том, что всё в этом мире бренно и что борьба за золото – золотую пыль, летящую из ран одного из героев – бессмысленна, ибо золотая пыль легко смешивается с песком и имеет почти такой же цвет…
Почти каждый выстрел и уж тем более каждая смерть сопровождается какой-либо красочной вставкой. Количество этих вставок настолько велико, а их содержание порой настолько странно и запутанно, что рядовому зрителю будет нелегко смотреть это творение (думаю, не будет преувеличением сказать, что большинство вообще не досмотрит этот фильм даже до середины). Порой эти сцены превращаются в сплошной поток безумной фантазии, казалось бы лишенной смысла. Подстреленного человека могут «заменить» на подстреленную лошадь, пистолет в рот сменяется каблуком, а вместо брызг крови брызги золота… – это лишь малая часть из того, что предстоит увидеть зрителю.
Режиссёры изо всех сил старались имитировать стиль 1970-х, поэтому снимали своё детище соответствующим оборудованием на 16мм пленку. Операторская работа Ману Дакосса выше всяких похвал. Главными её достоинствами являются чрезвычайно разнообразные и красочные ракурсы, необычные яркие цветовые эффекты и грамотно выставленный свет (хотя режиссёры утверждают, что большинство сцен были сняты только с использованием солнечного света). Именно операторская работа и визуальный ряд способствуют появлению стойкого привкуса спагетти-вестерна во время просмотра данного творения. Всё это сопровождает аутентичные и слегка переработанные мелодии таких композиторов как Эннио Морриконе, Нико Фиденко и Стельвио Чиприани. Музыка является нечастым гостем этого фильма, а многие его сцены не имеют какого-либо музыкального сопровождения.
Единственным недостатком «Оставьте трупы загорать» является использование крупных планов лиц героев, а также актрисы. Но и тут есть прогресс. Если в первых фильмах авторы очень сильно злоупотребляли крупными планами, чуть ли не каждую минуту показывая части человеческих тел, то здесь этого гораздо меньше. По мне так, лучше бы они вообще отказались от таких приемов, так как они прилично портят визуальную красоту ленты. То же самое касается и актрис: с оглядкой на традиции итальянского кино 1970-х годов авторам следовало бы обратить более пристальное внимание на внешность актрис и подобрать как минимум симпатичных 30+ и как максимум настоящих красавиц, а не 50-летних не очень хорошо сохранивших женщин и негритянок, лица и части тела которых к тому же показываются крупным планом. Благо таких моментов в фильме не так много, что уже является существенным прогрессом по сравнению с предыдущими лентами.
«Оставьте трупы загорать» – один из самых необычных и оригинальных фильмов последних (не побоюсь сказать) 20 лет, сочетающий в себе достижения современного кино и эстетику прошлых лет, дань уважения итальянскому кино 1970-х и хороший ответ Тарантино в виде жестокого безостановочного экшена. Режиссёрам удалось создать свой оригинальный, ни на что не похожий стиль, который осталось только огранить, усилив блеск, подчеркнув эксцентричность и затушевав немногочисленные дефекты. Однозначно, огромный шаг вперед, очень добротная лента, которую, однако, поймут и оценят единицы. Буду ждать с нетерпением следующей работы этого талантливого дуо.