Чернокожая из…
- Оригинальное название: La noire de..., Black Girl.
- Производство: Сенегал-Франция 1966г.
- Режиссер: Усман Сембен.
- В ролях: Мбиссине Тереза Дьоп, Анна-Мари Желинек, Робер Фонтэн, Ибрахима Бой, Момар Нам Сене.
С обретением африканскими странами независимости на Чёрном континенте началось формирование собственно африканского кинематографа. Процесс этот был медленным и сложным, но всё же он шёл. Первым, громко заявившем о себе африканским режиссёром, можно назвать сенегальца Усмана Сембена. Сембен родился в 1923 году в маленькой деревне в семье рыбака. В 13 лет он начал трудовую деятельность в качестве каменщика, затем ему довелось работать механиком, докером, отслужить во французской армии, написать ряд книг и стать членом Компартии Франции. Искусству кино, в котором Сембен видел эффективное средство борьбы за прогресс африканцев, он учился в Москве у одного из патриархов советского кинематографа Марка Донского. В 1966 году Сембен снимает свой самый главный фильм – «Чернокожая из…», охарактеризованный автором фундаментального труда о кино Чёрного континента Джоем Нвосу «...единственным из поставленных до этого времени африканских фильмов, который приближается по своему значению и масштабам к художественным фильмам, созданным на Западе».
Дуанна - молодая сенегалка, живущая где-то в трущобах Дакара. Однажды девушке улыбается удача: она получает место бонны во французской семье. Когда французам приходит время уезжать на родину в отпуск, то они делают Дуанне заманчивое предложение поехать вслед за ними, чтобы продолжить работать уже в бывшей метрополии. Дуанна соглашается и отправляется во Францию. Девушка полна надежд и ожиданий, но реальность, с которой ей приходится столкнуться, оказывается совсем другой...
«Чернокожая из…» был первым опытом Сембена в сфере игрового полнометражного кино, но в идейном смысле он продолжал линию, начатую режиссёром в предыдущих короткометражных лентах и заключавшуюся в освещении важных социальных проблем: тяжёлой жизни низших слоёв населения («Бором Саррет», 1963) и распаду традиционного африканского социума («Ниайе», 1964). В этот раз Сембен рассказывает историю столкновения африканца с новой цивилизационной реальностью.
Итак, главная героиня - молодая, неопытная и необразованная африканка - оказывается во Франции, а точнее - в курортном городе Антиб, находящемся на знаменитом Лазурном побережье. Дуанна едет во Францию с надеждой на лучшую жизнь, в которой она сможет узнать много нового и полезного, заработать денег, посмотреть на европейскую страну. Её поражает красота Антиба, но это становится, по сути, единственным положительным и очень краткосрочным впечатлением от поездки.
Хозяева Дуанны (в фильме они именуются как «Мадам» и «Месье») оказываются не очень порядочными людьми. Если в Дакаре они входили в привилегированный слой, то у себя на родине они являются вполне себе обычной семьёй, практически ничем не выделяющейся на фоне других. Работать бонной Дуанне почти не приходится, потому что большую часть времени дети проводят в школе-интернате. По желанию хозяев девушка становится многофункциональной прислугой-уборщицей, посудомойкой, поварихой, горничной. Каждый день Дуанны - это одна большая потогонка, после которой она с трудом добирается до кровати, чтобы забыться тяжёлым сном. Однако хуже всего то, как к ней относятся. Хозяева совершенно спокойно задерживают ей выплату жалованья, противятся её выходам на улицу («зачем ей выходить из дома, если она никого здесь не знает?»), запрещают носить нравящуюся ей одежду, с удовольствием демонстрируют её своим гостям как какую-то экзотическую часть домашней обстановки. Единственной отрадой девушки становятся редкие встречи с земляком, но они не могут повлиять на общую негативную ситуацию: тяжёлый ежедневный труд вкупе с невозможностью регулярно куда-нибудь ходить и с кем-либо общаться в конечном итоге приводят к трагедии.
Очень интересные мысли по поводу данного фильма высказала в 1968 году кинокритик Мари-Клод Вейссе. Дама утверждала, что французский и африканский зритель воспринимает «Чернокожую из...» по-разному. Для французского зрителя, говорила Вейссе, драма Сембена является разоблачением неоколониализма, олицетворяемого бездушными Мадам и Месье, которые совершенно искренне не видят в Дуанне человека, способного думать, любить и страдать. Для них она просто служанка, «обязанная» день и ночь обслуживать своих хозяев, будучи ещё и экзотическим «украшением» дома, коим можно похвастаться перед гостями. Взгляды Мадам и Месье не меняются даже после гибели Дуанны, которую они воспринимают не как трагедию, а как некую досадную случайность. Из смерти Дуанны хозяева делают только один вывод: они не будут брать во Францию новую служанку.
Посмотревший же эту картину африканец - как негр, так и араб - продолжала Вейссе -фокусировал своё внимание вовсе не на отношении белых к гражданам своих бывших колоний (это отношение зачастую считалось вполне естественным). Африканский зритель считал, что Сембен выражал разочарование, начинавшее охватывать народы независимых стран Африки, разочарование из-за того, что добытый с таким трудом суверенитет, не приносит плодов народным массам. Да, теперь Сенегал независим, но для таких как Дуанна ничего не изменилось: она по-прежнему ютится в трущобе и каждый день вместе с множеством товарок часами сидит на грязном пустыре в надежде, что кто-нибудь из белых даст ей работу. Новая, уже независимая родина, «исторгает» Дуанну на чужбину, где её ждёт новая, чуть более мягкая, форма рабства. В Сенегале же хорошо себя чувствуют лишь приезжающие туда в отпуск белые и новая «элита» (режиссёр видел драму постколониальной Африки в формировании национальной буржуазии, чьи аппетиты во многом превосходили аппетиты прежних хозяев). Возвращению домой Дуанна предпочитает смерть, которая становится единственно возможной, как кажется тёмной девушке, формой протеста.
Хотя «Чернокожая из...» - первый значимый для мирового кинематографа африканский фильм, по стилю он является стопроцентно европейским. Тот же Нвосу отмечал, что первые короткометражки Сембена близки к неореалистическим картинам Де Сика и Дзаваттини, а «Чернокожая из…» «представляет собой <...> историю <...> рассказанную посредством длинных «вспышек памяти», звуковых и зрительных, как во многих французских фильмах «новой волны» (если быть более точным, то Нвосу видел здесь талантливое подражание Годару).
Актёры, подобранные для съёмок в данном фильме, поработали хорошо, хотя они явно не были профессионалами и лента Сембена была для них дебютом. Мбиссине Тереза Дьоп хорошо смотрится в роли с трудом воспринимающей новую реальность, живущей в фактическом одиночестве, Дуанны, а Анна-Мари Желинек - в роли бесчувственной и местами грубой хозяйки дома. Робер Фонтэн убедителен в образе апатичного мужа.
«Чернокожая из…» - интересное и качественное кино, которое не потеряло своей актуальности и спустя полвека, ведь страны Африки по-прежнему не могут похвастаться стабильностью, вынуждая своих граждан искать лучшей доли в бывших метрополиях, где их ждёт немало трудностей. Данный фильм может быть интересен как любителям лент французской «новой волны», так и тем, кто хочет увидеть с чего начиналось африканское кино.