Смерть приходит с планеты Айтин
- Оригинальное название: La morte viene dal pianeta Aytin, Snow devils, Space devils, Devil Men from Space, I diavoli dello spazio.
- Производство: Италия 1965г.
- Режиссер: Антонио Маргерити (Энтони М. Доусон).
- В ролях: Джакомо Росси-Стюарт (Джек Стюарт), Омбретта Колли (Эмбер Коллинс), Ренато Балдини (Рене Болдуин), Галина Залевская,
Изарко Равайоли, Мария Пиа Конте (нет в титрах), Энцо Фьермонте, Фурио Меникони, Гоффредо Унгер, Франко Рессел.
«Смерть приходит с планеты Айтин» – четвертый и предпоследний фильм серии «Gamma Uno», снятый Антонио Маргерити. По мнению самого режиссёра, а также некоторых зрителей данная работа является худшей часть этого сериала. В графе «год» стоит цифра 1965, так как Маргерити снял все четыре фильма именно в этом году, а премьера обозреваемой ленты состоялась в 1967-м. Считаю правильным ставить именно год создания фильма, а не год премьеры, ибо разница между этими цифрами порой может быть от нескольких лет до нескольких десятилетий.
Метеорологическая станция в Гималаях перестала выходить на связь. Чуть позже выясняется, что она была полностью уничтожена неизвестными силами. В это же время по всей планете наблюдаются странные погодные феномены: ледники во всех частях света начинают таять и если так продолжится, то Землю ожидает глобальная катастрофа. Военное командование решает отправить капитана Джексона (Джакомо Росси-Стюарт) в Гималаи, чтобы узнать, что случилось со станцией. Приехав на место, его команда узнает, что ученые стали жертвой нападения существ с планеты Айтин – полулюдей-полузверей, которые могут жить только при очень низких температурах. Оказавшись в плену у инопланетян, капитан Джексон узнает, что они планируют изменить климат планеты и понизить температуру Земли так, чтобы всё живое замерзло, а затем переселить свой народ с собственной гибнущей планеты. Если их не остановить, то в скором времени всё живое на планете погибнет…
По словам сына режиссёра Эдоардо Маргерити, большое количество сцен в этой ленте снял его помощник Руджеро Деодато, а сам Антонио занимался приготовлениями к съёмкам следующей ленты. Тогда Деодато был начинающим режиссёром и на его счету была только одна работа под названием «Урсус ужас Киргизии» (Ursus, il terrore dei kirghisi, 1964), также снятая совместно с Маргерити и без указания в титрах. Так что слова Эдоардо вполне могут быть правдой.
Написанием сюжета занималась Одри Уисберг, фильмография которой достаточно обширна, а одной из самых известных её работ является «Геркулес в Нью-Йорке», дебютная роль Арнольда Шварценеггера. После этого сюжет превращали в сценарий также несколько американцев, что говорит о творческой несвободе Маргерити, которой его лишила студия MGM, заказавшая съёмки четырех картин на космическую тематику.
Первоначально картина интригует – загадочные погодные явления во всех частях планеты, нападение неизвестных на метеорологическую станцию, экспедиция в Гималаи… В принципе, можно было ограничиться «наземной борьбой» против инопланетных захватчиков, но к сожалению, авторы решили снять полномасштабный «космический» фильм, не имея для этого необходимой суммы в кармане. Поэтому результат получился плачевный.
Картину можно условно разделить на две части. Первая – экспедиция в Гималаи и столкновение с инопланетянами. Это самая интересная часть ленты, вполне себе неплохо снятая. Единственным нареканием здесь может быть легкий налет идиотизма в диалогах (проводник предлагает скинуть со скалы тайком отправившуюся вместе с экспедицией женщину) и внешним видом инопланетян (те же люди, но покрытые синей шерстью). Здесь есть интрига, сосредоточено всё самое интересное действие и нет наивных спецэффектов.
После того, как главные герои разносят в пух и прах базу инопланетян, начинается условная вторая часть фильма. Здесь капитану Джексону предстоит в кратчайшие сроки отыскать излучатель, меняющий погоду на планете, и уничтожить его. По сравнению с первой половиной фильма этот эпизод смотрится на порядок слабее. Здесь будет много разговоров, мало действия, очень дешевые спецэффекты с людьми в космосе и та самая пресловутая наивность. Люди банально прицепляют к метеоритам бомбы и пускают их по направлению к планете с излучателем. Скучно, неестественно, уныло. Лучше бы они сначала уничтожили излучатель, а потом принялись за логово инопланетян. В таком случае картина была бы более целостной и структурированной, а действие шло бы по нарастающей, а не так как здесь –основной экшен сосредоточен в середине фильма, а его ошметки оказались в конце. Видимо, Маргерити и впрямь уделил слишком мало времени этому творению, а молодой и неопытный Деодато тогда ещё не мог указать ему на ошибки или самостоятельно исправить их.
На главные роли были приглашены преимущественно итальянские актёры, которых заставили взять себе англоязычные псевдонимы. Капитана Джексона сыграл Джакомо Росси-Стюарт, внешний вид которого идеально подходит под образ «бравого американца». Главная женская роль досталась небезызвестной в те времена актрисе, впоследствии ставшей политиком Омбретте Колли. Совсем молодая Мария Пиа Конте сыграла загорающую в начале фильма графиню, а Галина Залевская – женщину, потерявшую мужа на метеорологической станции во время нападения инопланетян.
Даже если сделать скидку на год создания и бюджет, «Смерть приходит с планеты Айтин» – крайне слабое кино, главной проблемой которого является недоработанный сценарий. Смотреть в наши дни это можно разве что из интереса к фильмографии Антонио Маргерити, который был талантливым режиссёром и снял не один по-настоящему качественный фильм. В остальных случаях не рекомендую тратить своё время на это ничем непримечательное творение.