Main Reviews
top

Проклятье красной бабочки

bottom
Kirmizi kelebek Kirmizi kelebek Kirmizi kelebek Kirmizi kelebek
  • Оригинальное название: Kirmizi kelebek, Curse of the red butterfly.
  • Производство: Турция 1982г.
  • Режиссер: Айкут Дюз, Питер Марис.
  • В ролях: Булут Арас, Френсис Чендлер, Гордон Митчелл, Йылмаз Кёксал, Бахар Озтан, Тони Кэрролл.
bottom

Об этом фильме почти ничего неизвестно, хотя он издавался на видео в ряде стран и в его создании участвовали знакомые любителям европейского и американского эксплуатационного кино люди. Питер Марис, снявший на родине жестокий триллер «Горячка» (Delirium, 1979), выступает в качестве со-режиссёра, причем в титрах турецкой версии указаны он и Айкут Дюз, в то время как титры немецкой версии содержат только имя Мариса… Не знаю, кто на самом деле был режиссёром этого творения, но по стилистике оно всё же ближе к турецкому кино…

Kirmizi kelebek Kirmizi kelebek

В прологе закадровый голос рассказывает о древней реликвии - драгоценности в виде красной бабочки, за которой на протяжении веков охотятся и монархи, и храбрые войны и самые проворные бандиты. Каждого, кому удается завладеть этой реликвией хоть на время, постигает череда несчастий, за которой следует неминуемая смерть. Далее действие переносится в наши дни, где мы встречаем богатого человека по имени Хан, которому эта реликвия причитается по наследству. Ему остается заполучить в Стамбуле карту её местонахождения и добраться до указанного там места. Все эти планы рушит нападение преступной группировки под руководством Брадо (Гордон Митчелл). Они убивают Хана, но остальные их планы рушит вмешательство шофера-качка Раджи (Тони Кэрролл) и супруги Хана Вероники Чейз (Фрэнсис Чендлер), владеющей приемами карате. Последней волей умирающего человека было напутствие Веронике отправимся в Стамбул и достать эту древнюю реликвию, чем она сразу же и решает заняться, ещё не зная, сколько приключений и опасностей ждёт её на этом пути…

Фильм снимался сразу для нескольких рынков и у меня возникли мысли, что основную часть фильма, турецкую версию, снимал Айкут Дюз, а Питер Марис был приглашен дистрибьюторами для съёмок дополнительных сцен. Каких? Нетрудно догадаться – сцен насилия и обнаженки (ведь не зря главная женская роль была отдана аппетитной блондинке Чендлер). В итоге на данный момент известно о существовании двух версий – стандартной турецкой продолжительностью примерно в 77 минут и европейской, которая идет 82 минуты. Их отличает лишь немного другой монтаж и наличие пары дополнительных сцен насилия, сцены с обанежнкой Чендлер в душе и ещё одного эротического эпизода, который определенно вставлен уже после того, как фильм был завершен, ибо не очень коррелирует с сюжетом.

Kirmizi kelebek Kirmizi kelebek

Вполне возможно, что авторы вдохновлялись успехом «Индианы Джонса» и подобных фильмов, начавших выходить после успеха картины Спилберга, но денег на масштабную и качественную постановку у них не было, поэтому на выходе мы получили типичный турецкий экшен в стиле 1980-х, только приправленный историей с поиском сокровища. Такие фильмы обычно очень динамичны и до отказа набиты различными погонями, перестрелками и боевыми сценами. «Проклятье…» не стало исключением. Практически с самого начала авторы окунают зрителя в водоворот событий, в котором оказывается главная героиня и её верный спутник шофер-качёк Раджи. Поиски обрывков карты, столкновение с людьми Брадо, посещение пещеры в поисках реликвии и множество интриг делают это кино определенно интересным для поклонников жанра, но дешевизна постановки и в особенности боевые сцены слегка смазывают общую картину. Дело в том, что сцены эти поставлены настолько плохо, что этому нет оправдания, особенно эпизоды с участием Вероники. Раджи раскидывает бандитов как игрушечных солдатиков, а неумело махающая руками и ногами (в туфлях на каблуках) Вероника без труда может постоять за себя и дать отпор здоровенному мужику. Часть этих эпизодов сопровождает весьма своеобразный юмор, а в следующий момент авторы могут резко поменять настроение и показать жестокое убийство. Всё это сопровождает зажигательный ритмичный саундтрек, состоящий из рокерских и диско треков и песен на английском и турецком языке. В финальных боевых сценах авторы прибегают к «виду от первого лица» наподобие того, что мы видим в компьютерных играх, показывая, как герой руками и ногами крушит своих врагов. Выглядит это смешно, хоть джойстик в руки бери.

Фильм может похвастаться «пестрым» актёрским составом. Протагонистами с турецкой стороны выступили небезызвестные Булут Арас и завсегдатай криминальных фильмов 1970-х Йылмаз Кёксал. В качестве антагониста был приглашен не нуждающийся в представлении Гордон Митчелл. Главные женские роли были отданы Бахар Озтан, актрисе, регулярно появлявшейся в турецких боевиках 1980-х, и загадочной аппетитной блондинке Френсис Чендлер, для которой этот фильм стал единственной работой в кино. Игра всех без исключения актёров, конечно же, слабовата, но было бы глупо ожидать большего от продукции такого уровня.

Что можно сказать в завершении этого обзора? Не хочу, чтобы меня поняли неправильно. Я не ставлю этот фильм в один ряд с шедеврами жанра, но в то же время получил удовольствие от его просмотра, и мне было совсем нескучно провести у экрана эти 80 минут. Плохо поставленные боевые сцены подпортили впечатление, но не настолько, чтобы писать об этом творении в негативном ключе. Любителям турецкого кино и просто любознательным людям стоит посмотреть данную работу, а остальные зрители могут смело проходить мимо.

Kirmizi kelebek Kirmizi kelebek
Kirmizi kelebek Kirmizi kelebek
Kirmizi kelebek Kirmizi kelebek
Материал опубликован: 01 ноября 2021 года