Невинные
- Оригинальное название: The innocents, The turn of the screw, Schloß des Schreckens, Les innocents.
- Производство: Великобритания 1961г.
- Режиссер: Джек Клейтон.
- В ролях: Дэбора Карр, Памела Франклин, Майкл Редгрэйв, Питер Уингард, Мартин Стивенс, Мэгс Дженкинс.
«Невинные» - по мнению многих, самая удачная экранизация повести Генри Джеймса «Поворот винта» и просто шедевр жанра готического хоррора. И это при том, что авторы позволили себе много вольностей в экранизации и фактически взяли за основу Бродвейскую постановку Уильяма Арчибальда 1950-го года «Невинные».
Картина получила ряд номинаций и наград, а также любовь и уважение поклонников готического хоррора по всему миру. В России она не очень известна, а вот на Западе считается настоящим шедевром. Исполнительница главной роли Дэбора Карр считает этот фильм своей лучшей работой в кино. Режиссёр Джо Данте называет «Невинных» своим любимым фильмом ужасов, а Франсуа Трюффо – лучшим британским фильмом после уезда Альфреда Хичкока в США.
Викторианская Англия. Богатый человек нанимает гувернантку Мисс Гидденс (Дэбора Карр), которая должна будет отправиться в удаленное имение для воспитания его племянницы Флоры (Памела Франклин) и племянника Майлза (Мартин Стивенс). Всё бы хорошо, но постепенно новоиспеченная гувернантка узнает, что предыдущие воспитатели детей погибли при странных обстоятельствах. Более того, со временем она понимает, что духи погибших хотят вернуться с того света и забрать души детей…
«Невинные» относятся к той категории фильмов, которые надо внимательно смотреть и слушать. Несмотря на то, что это фильм ужасов, действия здесь нет вообще, а все смерти останутся за кадром, и мы узнаем о них только со слов главных героев. Но при этом картина пугает на подсознательном уровне, ибо зритель, как и главная героиня, будет лишен достоверной информации и будет узнавать историю этого имения вместе с Мисс Гидденс.
Первая половина фильма отдана знакомству женщины с детьми, её прогулкам по имению и его окрестностям, что позволяет авторам продемонстрировать всю красоту Восточного Суссекса, где снималась большая часть картины. Парк, роскошное имение и его окрестности – всем этим зритель сможет вдоволь насладиться вместе с главной героиней.
Постепенно, сначала почти незаметно авторы начинают привносить в свой фильм мистические нотки, делать намеки на присутствие сверхъестественного. И уже со второй половины фильма Мисс Гидденс будет уже регулярно видеть пугающий лик призрака камердинера Квинта в окне, его фигуру на башне, предыдущую гувернантку в комнатах… Всё это снято, вроде, и просто, но смотрится очень эффектно и пугающе. Особенно сцена, в которой главная героиня видит призрака в окне. Оно и неудивительно, ибо оператором этого фильма был известный режиссёр Фредди Френсис, который в 1960-х сам регулярно снимал красивые черно-белые картины. Для создания нужного освещения и игры теней он использовал большое количество разнообразных ламп. Их было столько, что актриса Дэбора Карр была вынуждена время от времени носить солнцезащитные очки. Но результат не заставил себя ждать, ибо Фрэнсис создал потрясающе красивое в визуальном плане полотно – фильм, от которого невозможно оторвать глаз. Старинная мебель, свет свечей, различные блики, тени, отражения – всё выверено до мелочей и призвано создать призрачную и загадочную атмосферу ожидания прихода сверхъестественных сил. В одной из сцен (где Мисс Гидденс ходит со свечами по имению) получился дефект с бликами от свечей, но авторы решили оставить всё, как есть, ибо это придавало ирреальности происходящему.
Музыкальное сопровождение Жоржа Орика никогда не выходит на первый план. Фильм начинается с печальной песни на чёрном фоне и только после неё появляется логотип XX Century Fox. В некоторых кинотеатрах посчитали это дефектом и обрезали вступительную песню. В остальном же музыкальное сопровождение служит отличным фоном для происходящих событий, именно фоном, ибо сильно запоминающихся и эффектных мелодий в нём нет. (Кроме печальной песни).
Главную роль авторы отдали известной актрисе Дэборе Карр, которая несмотря на свой возраст в 40 лет, выглядит здесь просто потрясающе. Памела Франклин, будущая звезда множества сериалов и небезызвестного фильма ужасов «Некромания» (Necromania, 1972), выступила в роли девочки Флоры. Это была её дебютная работа в кино, которая послужила отличным стартом для вполне успешной карьеры.
Режиссёр Джек Клейтон старался дистанцироваться от стиля фильмов студии Hammer Films, на которую работал его оператор Фредди Френсис. И у него это получилось. По атмосфере, стилю, манере подачи материала картина выделяется в лучшую сторону из множества подобных лент того времени. Идеальный в визуальном плане, оригинальный в сюжетном, гипнотичеки красивый, своеобразный экскурс в прошлое… – этот фильм станет настоящим эстетическим наслаждением для рафинированной публики!