Моё тело в ярости
- Оригинальное название: Il mio corpo con rabbia
- Производство: Италия 1972г.
- Режиссер: Роберто Натале.
- В ролях: Питер Ли Лоуренс, Антония Сантилли, Массимо Джиротти, Сильвано Транквилли, Зора Георгиева.
Роберто Натале, в первую очередь, известен как автор сценариев к немалому количеству замечательных фильмов, среди которых были такие шедевры как «Операция страх» (Operazione paura, 1966), «Лиза и Дьявол» (Lisa e il diavolo, 1974) Марио Бавы, «Живу ради твоей смерти» (Vivo per la tua morte, 1968) Камилло Баццони, «Грехи молодости» (Peccati in gioventõ) Сильвио Амадио и другие. В 1972 году он единственный раз в своей жизни садится в режиссёрское кресло и снимает ныне забытую ленту под названием «Моё тело в ярости».
Вступительные титры идут на фоне бабочки, меняющей свои цвета, за которой постепенно проявляется женское лицо и которая ближе к их концу превращается в хамелеона. Это наводит на мысль, что зрителя, скорее всего, ждёт фильм в жанре джалло, ибо бабочки не раз были в названиях и символами картин этого жанра. Но на деле фильм оказывается странной психологической драмой, в центре которой конфликт старого поколения родителей с новым поколением бунтующей молодежи, не всегда здоровой психически…
Главная героиня фильма – девушка из богатой буржуазной семьи по имени Сильвия (Антония Сантилли). Она является худшим, что могли породить события 1968 года: жаждущая не создавать, но разрушать, не желающая работать, ведущая распутный образ жизни и верящая, что если разрушить до основания старый мир, то на его обломках можно посмотреть прекрасное будущее. И чтобы увидеть это будущее, она обращается к наркотикам. Из-за этого, а также из-за нежелания быть вовлеченными в скандал в высшем обществе, родители Сильвии отправляют её на лечение в психиатрическую клинику в удаленном районе где-то в Швейцарии. Имея достаточно личной свободы и возможность покидать свои покои, Антония знакомится с неким Паоло (Питер Ли Лоуренс), который поначалу представляется беглым убийцей. Конечно же, она не могла не пригласить такого человека к себе в номер и дать ему возможность «угнетенному обществом» спрятаться от преследования. Остальная часть фильма посвящена их непростым отношениям, а также усугубляющемуся конфликту с родителями и миром в целом…
«Роберто Натале, в прошлом сценарист, создал свой первый фильм. Возможно, на бумаге фильм был не лишен амбиций, но финальный продукт показывает, все эти устремления были ложными. Бессмысленность, запутанность и ложный антиконформизм – это те дефекты, от которых Натале нужно было избавиться, чтобы сделать что-то достойное в качестве режиссёра» – так охарактеризовал этот фильм М. Каваньяро в генуэзской газете Corriere Mercantile за 29 сентября 1973 года. И в принципе с ним сложно не согласиться…
По некоторым данным, рабочим названием фильма было «Золотая пчела», а впоследствии Натале пытался отказаться от своего авторства над фильмом и убрать имя из титров из-за того, что дистрибьюторы вырезали одну из ключевых финальных сцен. Фильм имел региональную дистрибуцию и прошел без особого успеха, что, видимо, поставило крест на дальнейшей карьере Натале-режиссёра. Судя по всему, картина издавалась на видео какой-то малоизвестной компанией и именно этот релиз содержит режиссёрскую версию, в то время как не так давно показанный по итальянскому ТВ вариант сокращен на 8 минут (во многом за счёт вырезанных сцен с обнаженкой).
Итак, перед нами картина, снятая под влиянием событий 1968 года, когда масса молодежи вышла на улицы с лозунгами левого толка. Протестовали против многого, начиная с войны во Вьетнаме и кончая пуританской моралью и «старым порядком». Вот именно последними идеями и увлеклась главная героиня фильма. Нам не говорят, в чём состоит её конфликт с родителями, но видно их уважительное и терпеливое отношение к дочери. Антония постоянно насмехается и издевается над отцом, а в ответ получает лишь спокойствие и ровное общение, что, видимо, начинает бесить её ещё больше. В результате девушка использует наркотики как форму протеста, а после помещения в клинику и знакомства с Паоло находит вид протеста – сексуальные утехи, о чём рассказывает матери и отцу. Сам же Паоло ведет странную игру с девушкой: сначала он представляется беглым убийцей, потом отрицает, что убил девушку, иногда применяет насилие по отношению к Сильвии, вырезает фигурки из денежных купюр и представляется тоже бунтарем против буржуазного мира. В перерывах между описанным выше он «протестует» в кровати с приютившей его бунтаркой. Собственно, это и есть потрет главных героев данного фильма. И по мере просмотра начинаешь задаваться вопросом «А зачем нам всё это показывают? С какой целью?». С одной стороны авторы создают довольно неприятный образ главной героини – наглой, беспринципной, скандальной, бездельничающей дочери, которая назло родительским указаниям ведет распутный образ жизни и трахается с кем попало, а с другой стороны как бы осуждают её родителей и выставляют их виноватыми, ибо «девушка всего лишь один раз попробовала наркотики, а её поместили в роскошную клинику-отель с полной свободой действий и передвижений». Проклятые буржуа! Мы не увидим, чего же такого плохого сделали родители, кроме того, что являются богатыми и хотят оградить дочь от наркотиков. Это классовый протест. Но тут и не стоит пытаться что-либо понять, ибо, как я уже сказал выше, зачастую – это уже область психиатрии. Финал картины неожиданный и впечатляющий, но такой же бессмысленный, как и весь фильм.
Стоит отметить, что помимо цитат из «Змеи в кулаке» Эрве Базена и поэзии Райнера Марии Рильке, фильм содержит ряд интересных монологов, актуальных и в наши дни. Особо интересны размышления Сильвии перед зеркалом об обществе потребления: «они дадут всё, чтобы изменить внешность, выглядеть красиво и соответствовать стандартам, но взамен хотят контролировать ваш мозг». Ближе к финалу, родители Сильвии и она сама соберутся в ресторане за ужином, куда придет и Паоло, у которого состоится полемика с отцом девушки. И тут отец ведет себя достойно и степенно, умело парируя выпады молодого человека. В один момент он характеризует свою дочь и Паоло, как людей, ненавидящих тех, кто что-то делает, чего-то достиг, что-то создает, говорит, что ненавидит их, но в то же время выступает против репрессий, подчеркивая, что эти люди умрут в одиночестве. На это Паоло ему отвечает: «Будущее принадлежит людям, которые знают, как быть неправыми». Хотелось бы рассказать подробнее об этом разговоре и его последствиях, но боюсь, что тогда придется раскрыть главную интригу сюжета.
Что же касается актёрского состава, то тут авторы постарались на славу. На мой взгляд, внешность Антонии Сантилли идеально подходит для роли Сильвии. Актриса хорошо умеет воплотить на экране образ неприятной стервозной девушки. Массимо Джиротти замечателен в роли степенного и терпеливого отца, а Питер Ли Лоуренс хорошо сыграл Паоло, хотя характер этого персонажа, на мой взгляд, совершенно не раскрыт. Сильвано Транквилли засветился в небольшой роли психиатра клиники, где жили Сильвия и её родители.
Что можно сказать в завершении этого обзора? Перед нами очередное забытое странное творение, которое, конечно же, находится вне сферы интересов рядового зрителя. Могу сказать, что с интересом посмотрел это творение, но объективно – это слабое кино, без авторского почерка, без внятного послания, без хорошо продуманного сюжета. Эдакий выпад в сторону буржуазии и богатых людей «старого мира». Буржуазия, конечно же, имеет свои пороки, но те, кто выступают против неё – ничем не лучше, а зачастую имеют проблемы с психикой. Нельзя сделать всех одинаково богатыми и счастливыми, но практика показала, что, прикрываясь красивыми лозунгами, можно обогатиться самому и сделать всех остальных одинаково нищими. Только для преданных любителей кино Италии.