Дом живых мертвецов
- Оригинальное название: House of the living dead, Skaduwees Oor Brugplaas, Doctor Maniac, Kill baby kill, The curse of the dead.
- Производство: Южная Африка 1974г.
- Режиссер: Рэй Остин.
- В ролях: Марк Бёрнс, Ширли Энн Филд, Дэвид Оксли, Маргарет Инглисс, Диа Сюдов.
В начале 1974 года британский режиссёр Рэй Остин поехал в Южную Африку, где приступил к съёмкам фильма ужасов «Тени на Бридж Плэйс» (Shadows over Bridge Place), который впоследствии был переименован в «Дом живых мертвецов», «Проклятье мертвых» (Curse of the dead) и даже «Убей, детка, убей» (Kill, baby, kill). Возможно, здесь имеет место путаница с картиной Марио Бавы «Операция страх» (Operazione paura, 1966), которой были даны частично такие же альтернативные названия. Но в любом случае, все эти названия, кроме оригинального, – это чистый воды обман зрителя, ибо никаких зомби в фильме нет…
Действие фильма происходит в поместье Брэттлинг в Южной Африке, где живут последние члены некогда богатого рода аристократов, а именно Майкл Брэттлинг (Марк Бёрнс), его мать и брат Брэкинридж, который не выходит из своей комнаты после трагедии, случившейся с ним во время одного из научных экспериментов. В ближайшее время к Майклу из Лондона должна приехать невеста Мэри (Ширли Энн Филд), а в это же время по окрестностям имения прокатилась серия смертей: на всех жертвах обнаружены следы копыт. Постепенно Майкл и его работники находят «виновника» – испуганного змеей коня, который убил несколько попавшихся ему на пути человек. Но с приездом Мэри и, несмотря на отсутствие коня, убийства продолжаются. Разгадка кроется в закрытой комнате поместья, в которой живет Брэкинридж…
Не желая раскрывать всех деталей сюжета и его главную интригу, я умолчал о том, что один из героев имеет собственную лабораторию в поместье и проводит странные опыты над животными. Он верит, что душу любого существа можно извлечь и поместить в другое, а также что их можно объединять. Идея интересная, но Марк Марэ и Джон Брэнсон не смогли написать грамотный сценарий и умело спрятать главную интригу фильма. Повествование идет медленно, авторы ударяются в ненужные детали и наполняют свой фильм достаточно большим количеством диалогов, не несущих никакой смысловой нагрузки. Всё это приводит к тому, что основная идея, а вместе с ней и главная интрига как бы теряются в гуще этого повествования, но даже несмотря на это, интрига достаточно слаба и без проблем угадывается любым человеком, посмотревшим массу подобной продукции того времени.
К счастью, авторы компенсировали описанные выше недостатки сценария вполне неплохим визуальным рядом, атмосферой и парочкой кровавых (для того времени) убийств. Действие происходит в поместье бывшего плантатора, в котором теперь живут немногочисленные потомки увядающего рода. Необычная природа ЮАР, мрачное поместье, суеверные местные жители, считающие своим авторитетом старуху-шамана, внутреннее убранство поместья с множеством различных старинных предметов, начиная от причудливых африканских статуй и кончая… самоваром на одном из комодов – всё это при неплохой операторской работе (правда местами хромает освещение) Лайонела Фридберга выглядит достаточно оригинально и радует глаз. Добавим сюда парочку кровавых сцен и пусть и не запоминающийся, но приятный саундтрек Питера Дж. Эллиота и получим вполне пригодное для просмотра кино. До наших дней картина дожила в не самом лучшем виде, поэтому многочисленные артефакты изображения и само его качество придают особый привкус старины видеоряду, что также положительно сказывается на просмотре.
На главную роль был приглашен Марк Бёрнс, актёр, который не приобрел известности, но засветился в немалом количество знаменитых и не очень фильмов. За «Дом живых мертвецов» он получил приз как лучший актёр на кинофестивале Stitges в 1974 году. Его экранной возлюбленной была миловидная Ширли Энн Филд, более всего известная по фильму «Подглядывающий» (The Peeping Tom, 1960). Одежда XIX века ей очень к лицу, а сцены, где она ходит по старинному поместью в полутьме – просто великолепны. Роль доктора из соседнего поместья, пришедшего на помощь её героине, сыграл Дэвид Оксли, засветившийся «Собаке Баскервилей» (The hound of Baskervilles, 1959) студии Hammer Films.
«Дом живых мертвецов», конечно же, не шедевр и вряд ли будет интересен современному зрителю. Это продукт своего времени, да и в те времена тема безумных докторов уже морально устарела, но к ней всё ещё обращались некоторые режиссёры. Любителям неторопливого атмосферного кино данная лента может понравиться, а остальным вряд ли стоит приниматься за её просмотр.