Чертовки из старшей школы
- Оригинальное название: High school hellcats.
- Производство: США 1959г.
- Режиссер: Эдвард Берндс.
- В ролях: Ивонн Лайм, Брэтт Хэлси, Джана Лунд, Сьюзан Сидней.
На рубеже 40-50-х годов прошлого века в американской киноиндустрии начали всё более явственно проявляться симптомы кризиса. Основными причинами этой негативной ситуации были: антитрестовский закон, запрещавший студиям владеть сетями кинотеатров; активное отстаивание своих прав киноработниками, объединявшимися в профсоюзы; динамичное развитие телевединия, составлявшего серьёзную конкуренцию бывшим монополистам. В этих условиях дельцы от кинобизнеса были вынуждены искать новые способы для развития. Наиболее успешной организацией того времени можно назвать American International Pictures (AIP), которая была основана в 1954 году бывшим билетным кассиром Джеймсом Николсоном и юристом Сэмюэлом Аркоффом. Основным принципом AIP было максимальное удешевление производственного процесса: съёмки велись не в студиях, а на натуре; к сотрудничеству приглашались малоизвестные, а потому недорогие актёры и режиссёры; много внимания уделялось созданию броской и эффектной рекламы, позволявшей делать прибыль на фильме даже в том случае, если он проваливался в прокате. В первые годы своей деятельности AIP сосредоточилась на работе для молодёжной аудитории, что могло быть обусловлено колоссальным успехом драмы Николаса Рэя «Бунтарь без причины» (Rebel without a cause, 1955), репрезентовавшей публике нового героя - молодого человека, чьё поведение отрицало ценности старшего поколения. В течение нескольких лет AIP продюсировала и дистрибутировала ряд лент, эксплуатировавших тематику фильма Рэя. Одним из образчиков такого рода продукции является картина «Чертовки из старшей школы», которая была снята в 1958 году плодовитым режиссёром Эдвардом Бёрндсом.
Миловидная девушка Джойс Мартин переезжает жить в другой район со своими родителями и, соответственно, идёт учиться в местную школу. В первый же день она узнаёт, что самой влиятельной силой в данном учебном заведении является банда, именующая себя «чертовками», которой верховодит Конни. Новенькой делают предложение присоединиться, для чего ей придётся пройти несколько испытаний...
Сэмюэль Аркофф утверждал, что снимаемые и распространяемые его фирмой молодёжные фильмы преследуют цель дать молодому зрителю чистое забвение, освобождающее от власти родителей, взрослых и вообще любых авторитетов. Несмотря на такое «нигилистическое» заявление «бунтарские» фильмы AIP на деле представляли собой довольно нравоучительное зрелище, хотя этот «морализм» был вовсе не целью, а всего лишь одним из стандартных компонентов (наряду с драками, быстрой ездой, любовными делами и др.).
Итак, Джойс Мартин - добропорядочная и милая девушка, которая попадает под влияние «чертовок» из-за не самых лучших отношений с родителями, особенно отцом - жёстким и властным человеком, считающим, что он точно знает, что и как должна делать его дочь (вплоть до того, сколько помады ей надо наносить на губы). Стремясь обрести авторитет среди новых подружек, Джойс соглашается пройти ряд испытаний, которые начинаются со вполне безобидного акта: девушка должна бросить вызов школьным правилам, придя на учёбу в брюках. Затем следуют шуточное соблазнение чужого парня, кража в ювелирном магазине, употребление спиртного и, как венец бунтарства, посещение вечеринки в заброшенном театре, где помимо алкоголя были танцы и фривольные игры с парнями. Вечеринка эта становится началом конца, так как на ней таинственно гибнет Конни, а молодые люди, напуганные возможными последствиями этого происшествия, договариваются молчать. Довольно быстро к делу подключается полиция, которая сомневается, что гибель Конни была несчастным случаем.
В отличие от аналогичных лент (например, «Dragstrip girl» или «The Choppers») в «High School Hellcats» нет безостановочного действия типа драк или гонок на авто. Основное время уделено показу жизни Джойс, которая проходит между «чертовками» и Майком - молодым сотрудником кафе, влюблённым в Джойс. Всё это не имеет никакой интриги, потому что сразу видно, что Джойс - это человек, абсолютно чуждый всяким небезопасным «приключениям» и её близость к банде дело сугубо ситуативное. Ей неприятны курение, выпивка, кражи и прочие «подвиги» товарок, но до поры до времени она участвует во всём этом, параллельно встречаясь с симпатичным ей Майком, персонажем во всех отношениях положительным: это серьёзный и порядочный молодой человек, самостоятельно зарабатывающий себе на жизнь и предостерегающий свою пассию от общения с «чертовками». Наиболее интересно смотрятся последние полчаса, включающие в себя неожиданную смерть Конни на тайной вечеринке, полицейское расследование, напряжённость между членами банды и появление убийцы с психопатическими чертами личности, с которым Джойс встретится лицом к лицу в сражении за свою жизнь. Смотрится эта сцена весьма атмосферно. Ещё одной особенностью фильма Бёрндса можно считать то, что девиантная группа состоит не из мужчин, а из девушек, что вступало в довольно жёсткую контрадикцию с господствующими в Америке того времени консервативными взглядами. В данной парадигме девушки должны были как можно скорее приступить к исполнению своей традиционной социальной роли - домохозяйки, жены, матери - а не сбиваться в ватагу, промышляющей нарушением всех правил: от глумления над учителями до тайных «оргий» с мальчиками. Подобное новаторство идёт фильму в плюс.
В качестве небольшого дополнения к изложенному выше можно привести мнение о «Чертовках» одного рецензента. Последний видел в данной картине социальное содержание. Дескать, для США 1950-х актуальной проблемой была молодёжная преступность, истоки которой виделись в кризисе нуклеарной семьи, что заставляло детей искать поддержку вне родного дома: «Если бы мне уделяли внимание дома, то мне была бы не нужна банда» - говорит одна из героинь «Чертовок». Подобное мнение имеет право на жизнь, поскольку долго культивируемый в американском обществе образ happy housewife начал давать трещину в постоянно усложняющейся реальности 50-х, когда «идеальная формула счастья» подходила уже далеко не всем женщинам.
Главную женскую роль исполнила Ивонн Лайм, которая впоследствии состоялась на поприще гуманитарной деятельности. Лайм удалось создать на экране запоминающийся женственный образ хорошей девушки, немного сбившейся с правильного жизненного пути. Кстати, в интервью, данном в начале нулевых, актриса тепло высказалась о 50-х годах, одной из черт которых, по её мнению, было ощущение безопасности в школе, где не было никаких угроз типа наркотиков или стрельбы, а девушки мечтали лишь о постоянном друге и каникулах. Роль Майка сыграл опытный актёр Брэтт Хэлси, который хорошо известен поклонниками итальянского кино категории «Б». Стоит выделить и актрис, сыгравших лидера банды и её полубезумную «заместительницу» - Джану Лунд (Конни) и Сьюзан Сидней (Долли). Их персонажи тоже запечатлеваются в памяти.
Итог. «Чертовки из старшей школы» - неплохой представитель ориентированной на молодёжную аудиторию AIPовской продукции 1950-х. По сравнению со своими «собратьями» он смотрится более интересно, так как в нём нет безостановочного действия, зато есть хорошо чувствующийся дух Америки той эпохи и даже некоторый социальный подтекст.