Поверженные
- Оригинальное название: Gli sbandati.
- Производство: Италия 1955г.
- Режиссер: Франческо Мазелли.
- В ролях: Лучия Бозе, Иза Миранда, Жан-Пьер Моки, Антонио де Теффе, Джулиано Монтальдо,
Марко Гульелми, Теренс Хилл (Марко Джиротти), Манфред Фрайбергер.
«Поверженные» - хоть и не самая известная работа мастера итальянского кино Франческо Мазелли, но один из тех фильмов, который включен в список «100 картин, подлежащих сохранению в качестве итальянского культурного наследия». Само имя Мазелли не так хорошо известно зрителям за пределами Италии, как имена его коллег, но этот режиссёр внес большой вклад в развитие итальянского киноискусства. Итак, поговорим о его прекрасной чёрно-белой драме 1955 года под названием «Поверженные».
Действие происходит осенью 1943 года, в Италии, в окрестностях Милана. Представитель аристократического семейства Андреа (Жан-Пьер Моки), его графиня-мать Луиза (Иза Миранда) и несколько друзей переживают тяжелое военное время на загородной вилле. По соседству с ними есть селение, куда привозят группу людей, эвакуированных с мест военных действий. Среди них была Лучия (Лучия Бозе), девушка из простой семьи. Андреа сразу же заинтересовался ей и решил завязать короткий роман, но постепенно понимает, что его чувства к ней растут с каждым днём. Проблема в том, что она поняла, для чего он ухаживал за ней, и отвергла его. Друзья тоже осудили поведение Андреа, но судьба дает ему шанс всё исправить: группа итальянских солдат сбегает из плена и в эту же ночь Лучия приходит на виллу Андреа и просит предоставить им укрытие…
Итальянские чёрно-белые картины того времени имеют собственную уникальную атмосферу и несравнимый ни с чем по красоте визуальный ряд. Не стала исключением и обозреваемая лента. Действие преимущественно происходит на вилле и её окрестностях, что существенно ограничивает возможности авторов в создании эпичности и красивого кадра. Но оператор Джанни ди Венандзо и его помощник (тоже в будущем оператор) Энрико Менцер справились с задачей и превратили эту ленту в красивейшее в визуальном плане полотно. Идеально подобранное освещение, расстановка мебели на вилле, игра теней, ночные сцены – всё это уносит нас в далекую эпоху по-настоящему красивого чёрно-белого кино, которое и по сей день радует глаз зрителя. А красивая печальная симфоническая музыка Джованни Фуско служит прекрасным обрамлением происходящим на экране событиям.
Что же касается содержания ленты, то центральными героями сюжета являются Андреа и его весьма сложный характер. В начале фильма этот человек предстает в виде зарвавшегося сынка аристократического семейства, который даже в тяжелое военное время не знает нужды. Он хочет надругаться над девушкой, но у него это не получается, а внезапно возникшее сильное чувство словно послано ему в наказание за злые помыслы. С течением фильма персонаж Андреа постепенно меняется и вот он уже соглашается помочь беглым итальянским солдатам и укрывает их на своей вилле, тем самым рискуя подставить своё семейство перед нацистами и обречь его на верную смерть. Но что бы ни делал Андреа, он всё равно является заложником своего общественного класса, который навязывает определенную модель поведения. И слабый характер молодого человека не позволяет ему вырваться из его пут…
Над этим фильмом работало немало в будущем известных личностей. В главной роли снялся будущий французский режиссёр Жан-Пьер Моки, очень хорошо передавший на экране сложный характер Андреа. Мать-графиню сыграла известная итальянская актриса того времени Иза Миранда, а девушку Лучию – не менее известная Лучия Бозе. В роли местно парня Карло засветилась будущая звезда спагетти-вестернов Антонио де Теффе. Это была одна из первых его ролей и тут он ещё гладко выбрит. Совсем молодой Теренс Хилл (под псевдонимом Марко Джиротти) засветился в эпизодической роли умирающего на вилле солдата, а режиссёр Джулиано Монтальдо в роли одного из его сослуживцев. Будущий режиссёр Эрипрандо Висконти работал над сценарием и был помощником Франческо Мазелли.
В наши дни этот фильм незаслуженно предан забвению. Очень зря. Ибо объективно это очень достойное, красиво снятое кино с хорошим и достаточно оригинальным сценарием. Его можно смело рекомендовать к просмотру всем любителям черно-белого итальянского кино и вообще шедевров мирового киноискусства. Проверено временем.