Сад мертвецов
- Оригинальное название: Garden of the dead, Tomb of the undead.
- Производство: США 1972г.
- Режиссер: Джон Хейес.
- В ролях: Филипп Кеннилли, Данкан МакЛеод, Сьюзан Чарни, Мэрланд Проктор, Ли Фрост, Фил Хувер.
В 1972 году американский режиссёр низкобюджетного кино Джон Хейес выпускает фильм ужасов «Могила вампира» (Grave of the vampire), который шел в drive-in'ах того времени в паре с другим, куда менее известным его творением под интересным названием «Сад мертвецов». Эта картина ещё более дешево снята и имеет рекордно короткую продолжительность - 58 минут. По слухам, снималось всё это недалеко от Лос-Анджелеса в каньоне Топанга (Topanga Canyon) и обошлось примерно в 10 000$. Картина шла в довесок к основному фильму и по праву является ярчайшим представителем так называемого so bad it's good кино, т.е. при всех многочисленных недостатках фильм доставляет массу удовольствия зрителю.
Итак, действие происходит в удаленной колонии, которую должны в скором времени закрыть, а всех заключенных перевести в другое место. Группа уголовников помимо ежедневной однообразной работой тайком от начальства нюхает формальдегид, который зачем-то завозят сюда целыми бочками. В одну ночь они решаются на побег, но охрана узнала об этом и в результате перестрелки все заключенные были убиты. Следующей же ночью они восстают из могил, обесточивают местность и направляются к колонии, чтобы убить всех живых и в последний раз насладиться ароматными парами формальдегида…
Как видите, сюжет просто верх идиотизма. Думаю, стоит напомнить, что формальдегид – вещество, не предназначенное для нюханья. Оно обладает токсичностью, негативно воздействует на дыхательные пути, глаза, кожный покров и оказывает сильное действие на центральную нервную систему. А герои фильма как раз подставляли свои лица под струю газа и усиленно дышали им. В реальной жизни, они были бы уже трупами. Видно, создатели понятия не имели о том, что это за вещество и решили использовать его в качестве «дури». Добавим сюда микроскопический бюджет и по идее получим непригодное для просмотра кино. Но не тут-то было. Этот фильм имеет ряд преимуществ, перед которыми меркнет большинство недостатков, и представляет собой отвязное развлечение в лучших традициях американского независимого кино 1970-х.
Для начала отмечу, что это один из первых и несвойственных для своего времени зомби-фильмов, в котором мертвецы представлены не в классическом виде, а так, как показывают в нынешнем, современном кино. И даже лучше. Они могут быстро передвигаться, используют рабочие инструменты в качестве оружия, работают в команде, продумывают план своих действий (отключают электричество, связь, уничтожают автомобили) и даже умеют разговаривать! Согласитесь, это было необычно в те времена. К тому же эти зомби имеют интерес к женщинам, а убить их можно не только обычными выстрелами, но и ярким светом прожекторов. На свету они разлагаются на глазах.
Тюрьма и постройки в её окрестностях больше походят на заброшенные сараи. Да, создатели огородили их более-менее приличным забором и нарядили актёров в форму охранников, но всё равно видно, что это не тюрьма. Хотя смотрится всё же не так плохо, особенно если подумать, как бы это выглядело, если бы действие происходило в российской глубинке. Заключенные делятся на хороших и плохих парней. Плохие погибают и превращаются в зомби, в то время как хорошие вместе с полицией должны спасать свои жизни.
Такая маленькая продолжительность и развлекательный характер фильма не предполагают большого количества диалогов. Поэтому после очень короткого введения в курс дела начинается экшен: сначала это побег из тюрьмы, а затем уже и ночное нападение зомби на колонию. Собственно, экшен начинается спустя 15 минут и будет радовать зрителя своим разнообразием вплоть до самых финальных титров. Конечно же, сцены, в которых зомби сражаются с охранниками, сняты плохо и даже в DVD качестве видна их дешевизна и любительщина, но на это надо делать скидку и понимать, что смотришь не дорогую голливудскую постановку, а чистейшей воды драйв-ин хоррор 1970-х! И этим всё сказано.
Именно фильмы ужасов второй половины 1960-х и 1970-х славились своим мрачным и «потусторонним» настроением. «Сад мертвецов» не стал исключением. Тут авторы предлагают нам весьма тёмный видеоряд, но в то же время в нём достаточно света, чтобы различить происходящие на экране события. Тусклое освещение, странные звуковые эффекты, довольно хороший грим зомби (его делал Джо Бласко, позднее работавший с Д. Кроненбергом) и вполне сносная музыка Хаиме Мендозы-Навы позволяют говорить об этом фильме не только как зомби-экшене, но и как о страшном атмосферном зомби-хорроре. А в финале режиссёр не забывает процитировать «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро.
Актёрская игра, конечно же, слаба, но вполне подойдет для подобной продукции. На самом деле большего здесь и не требуется. Известных личностей здесь, конечно же, не задействовано, а часть из них так и вообще ни до, ни после этого творения в кино не снимались, но они неплохо смотрятся на экране. В одной из второстепенных ролей внимательный зритель заметит известного режиссёра B-movies того времени – Ли Фроста.
«Сад мертвецов» - очень приятный, интересный и инновационный для своего времени фильм. Поклонники drive-in хоррора 1970-х и любители зомби-фильмов должны обязательно ознакомиться с этим творением, а остальным его стоит смотреть только в случае, если вы открытая для всего нового и непонятного личность, способная понять, как низок был бюджет и не заострять внимание на некоторых недостатках картины. Отличный образчик дешевого drive-in кино 1970-х!