Дьявольский экспресс
- Оригинальное название: Gang wars, Devil’s express, Phantom of the Subway, Death express.
- Производство: США 1976г.
- Режиссер: Барри Розен.
- В ролях: Вархоук Танзания, Уилфредо Ролдан, Ларри Фляйшман, Теодор Готтлиб, Элзи Роман.
Эта дешевая лента является уникальной в своём роде. Лично я не припомню фильмов, в которых смешивались бы такие жанры как ужасы, кунг-фу и blaxploitation. Видимо авторы хотели убить одним ударом трёх зайцев и привлечь к своему творению поклонников сразу трёх жанров. Что ж, по-моему, эксперимент удался – несмотря на многочисленные изъяны, картина смотрится на одном дыхании и оставляет только приятные впечатления.
В прологе нам показывают Китай в 200 до н.э.. В этой сцене буддистские монахи с помощью магического амулета заточают древнего демона в пещере, после чего их предводитель отрубает им головы и перерезает себе горло. Далее действие переносится в 1970-е, где мы встречаем главного героя Люка Кёртиса (Вархоук Танзания), инструктора карате из Нью-Йорка. Вместе со своим другом Роданом (Уилфредо Ролдан) он отправляется в Гонконг брать новые высоты в мастерстве кунг-фу. Во время одного из занятий Родан должен был присматривать за медитирующим Люком, но вместо этого пошел в пещеру и нашел там тот самый древний медальон, которым был опечатан демон. Естественно, он крадет его и забирает с собой в Нью-Йорк. Через некоторое время китайские наркодельцы вступили в войну с чёрными и обе банды начали убивать друг друга. Полиция считает, что именно война кланов является виной нескольких найденных изуродованных трупов в местной подземке, но на самом деле эти убийства совершил демон, появившийся в Нью-Йорке в поисках медальона, который даст ему возможность не бояться солнечных лучшей…
После эффектного пролога с ритуалом и коллективным самоубийством монахов картина на некоторое время переходит в жанр blaxploitation кунг-фу. Инструктор карате живет в чёрном квартале, что не мешает ему тренировать и белых, в том числе полицейского инспектора, то и дело пытающегося заманить его работать в полицию. Будучи спортсменом и каратистом, друг Люка Родан не прочь побаловаться кокаином, который покупает у китайской мафии. Во время одной из таких сделок завязывается конфликт и с этого момента фильм превращается в бесконечное плохо поставленное кунг-фу с поочередным нападением банд друг на друга. А тем временем демон прибывает на корабле в Нью-Йорк – сначала он более походит на зомби с вылупленными глазами, но затем в тоннеле метро с ним происходит странная метаморфоза – он словно разрывает на себе кожу и превращается в антропоморфного монстра. С этого момента борьба кланов дополняется убийствами в подземке, позволяющими авторам продемонстрировать ряд кровавых сцен. В финале главный герой вступит в бой с монстром, который, как окажется, умеет превращаться в своих жертв, а то и вовсе становиться невидимым. Не знаю, что курили авторы во время написания сценария, но намешали они в свой фильм очень много всего.
Дешевизна постановки видна в каждом кадре. В первую очередь, это ужасная хореография кунг-фу сцен. Несмотря на вполне спортивный внешний вид, главному герою очень далеко до хорошего каратиста. Впрочем, как и китайцам в этом фильме. В сценах с драками даже невнимательный зритель сможет без труда увидеть, что актёры даже не прикасаются друг к другу. Более того, в некоторых сценах расстояние между ударяющей ногой\рукой и телом соперника настолько велико, что между ними может встать человек. Я уже не говорю, что временами актёры просто нелепо машут руками-ногами и всё это сопровождается сэмплами ударов. Сцены насилия поставлены в том же ключе – кровь на жертвах монстра и убитых бандами людях едва ли не оранжевого цвета, и авторы, не задумываясь, показывают всё это крупным планом. Да, это существенный минус, на который не каждый сможет закрыть глаза…
Действие фильма происходит в Нью-Йорке 1970-х со всеми атрибутами того времени – машинами, одеждой, музыкой. В начале фильма авторы показывают улицы города тех лет, а далее действие переносится в некое подобие гетто: обшарпанные и исписанные стены, облепленные полуоторванными афишами дома, мусор – очень напоминает среднестатистический город российской провинции. В качестве саундтрека авторы используют зажигательные funk мелодии, которые придадут динамичности фильму и просто приятны на слух.
Это была дебютная режиссёрская работа некоего Барри Роузена, который в том же году выпустил эксплуатационную ленту «Ням-Ням девушки» (The Yum-Yum girls), после чего занялся продюсированием телевизионных проектов. Оператор Пол Гликман работал с такими авторами как Ларри Коэн и Рэдли Метцгер, а его помощник Стефан Чапский в будущем будет работать оператором у самого Тима Бартона. В небольших ролях засветились автор культового хоррора «Я пью твою кровь» (I drink your blood, 1970) Дэвид Э. Дёрстон и создатель хоррора «Последние обряды» (Last rites, 1980) Домоник Пэрис. Главную роль в фильме исполнил человек с умопомрачительным псевдонитмом Вархоук Танзания (Боевой топор Танзании), для которого этот фильм стал второй и последней работой в кино. Как видите, над этим фильмом работало немало известных любителям эксплуатационного кино личностей (на самом деле, известных людей здесь больше, замучаешься перечислять).
Что можно сказать в заключение этого обзора? Это тот случай, когда фильм 100% можно назвать so bad it's good. Дешево снятый, с ужасной хореографией и актёрской игрой и плохими спецэффектами, он всё равно смотрится с огромным интересом и дарит массу положительных эмоций зрителю. Конечно же, современный рядовой зритель, скорее всего, будет плеваться, но любители старого доброго экспло, наверно, уже взяли его на карандаш и приготовились смотреть в самое ближайшее время. Рекомендации.