Экзорцизм
- Оригинальное название: Exorcismo, Exorcism, Le notti di Satana.
- Производство: Испания 1975г.
- Режиссер: Хуан Бош.
- В ролях: Хасинто Молина (Пол Нэши), Мария Перши, Мария Кости, Мерседес Молина (Грэйс Миллз), Луис Индуни.
После выхода «Изгоняющего Дьявола» Уильяма Фридкина и его триумфального шествия по кинотеатрам мира Европа ответила целым залпом подобных картин. Большинство из них были очень низкого качества, хотя встречались и настоящие шедевры вроде «Антихриста» (L'Antichristo, 1974) Альберто де Мартино. Не прошел мимо и Пол Нэши, который в 1975 году совместно с испанским режиссёром Хуаном Бошем снимает свою версию истории.
Сам Нэши говорил, что написал сценарий ещё до выхода картины Фридкина и по разным причинам не мог превратить его в фильм. Правда это или нет, мы уже не узнаем, но «Экзорцизм» нельзя назвать копией или плагиатом «Изгоняющего Дьявола» и единственное, что их связывает – общая фабула с одержимостью человека тёмными силами.
В прологе нам показывают сатанинский ритуал, после которого главная героиня фильма Лейла (Мерседез Молина) нападет на своего спутника. Далее действие переносится в Великобританию, где мы знакомимся с семьей этой девушки и её жизнью. Поначалу ничего не предвещало беды и никто не обращал внимания на странности в поведении Лейлы: сначала это были неожиданно сказанные грубости и вульгарности, затем немотивированная агрессия и истерики… В это же время ряд окружающих её людей погибает от рук неизвестного убийцы. Постепенно состояние девушки ухудшается, она начинает произносить слова на немецком языке и говорить демоническим голосом, что наводит мать (Мария Перши) на мысль, что в неё вселился дух её покойного мужа, жаждущего мести. Спасти девушку от одержимости вызывается друг семьи – священник Эдриан Даннинг (Пол Нэши)…
Сюжет данного фильма и впрямь оригинальный и содержит элементы разных жанров. Но вот сценарий, автором которого был сам Нэши, просто отвратителен. Такое ощущение, что у создателей картины было настолько мало денег, что они решили переквалифицировать своё творение из фильма ужасов в семейную драму с мистическими нотками. Дело в том, что картина почти целиком и полностью состоит из разговоров, хождений туда-сюда и общения главных персонажей. Если вы ожидаете увидеть странное и мрачное творение на тему одержимости бесами, то спешу вас разочаровать – сценам одержимости уделено только 15 минут в финале, а бой священника с нечистью заключается в нескольких окроплениях святой водой, падении с Лейлой с лестницы и убийстве собаки. Одержимая даже не изрыгает проклятий, не левитирует и не блюет зеленой жидкостью, как это обычно принято в таких случаях… Вместо этого она говорит слова о мести, выражает ненависть отца за предательство и обиды прошлого… Скучно и неинтересно.
Сам Нэши в роли священника смотрится забавно. Ему совсем не подходит эта роль, он не очень хорошо играет подобного героя и вкупе с ужасным и смешным английским дубляжом (его голос дублировал актёр Джек Тейлор) выглядит нелепо. Сам его персонаж тоже не без странностей: он коллекционирует необычные вещи, мы особо не видим, как он молится или занимается религиозными делами… По сути большую часть времени он проводит в доме семьи Лейлы и болтает с его обитателями.
Что же касается линии «джалло» с неизвестным убийцей, то она очень вялая. Да, в определенные моменты фильма некто невидимый убивает ряд персонажей. Все эти сцены сняты крайне примитивно, топорно, бескровно и призваны хоть как-то разнообразить крайне однообразное и скучное повествование. То же самое касается и сатанинской секты, которая имеет лишь опосредованное отношение к сюжету и вставлена лишь ради демонстрации обнаженки. Здесь всё также нелепо и даже смешно. Несуразно танцующие перед забавной статуей и импровизированным алтарем обнаженные девушки далеко не ангельской красоты и порой с неидеальными фигурами, жалкие попытки имитировать жертвоприношение и, как ни странно, очень приятная рок музыка, которая звучит не совсем к месту в этом балагане. Во всех этих ритуалах участвует Лейла и именно поэтому в отличие от «Изгоняющего Дьявола» она является совершеннолетней девушкой. Но это не спасает фильм и не доставляет эстетического удовольствия – обнаженка снята несуразно, Мерседез Молина не блещет красотой, часть женщин так и вообще имеют проблемы с лишним весом, что не мешает им обнажаться перед камерой...
С атмосферой всё так же печально, как и со сценарием. Её просто нет. Да и откуда ей взяться, если большая часть фильма отдана бесконечным разговорам главных героев то на вилле матери Лейлы, то в доме священника, то в палисаднике… Даже сцены одержимости Лейлы в финале смотрятся неинтересно, хотя авторам удалось сделать ей вполне неплохой грим.
Из всего вышеописанного можно сделать итог: фильм едва ли пригоден к просмотру и будет интересен лишь самым преданным поклонникам Пола Нэши. Наряду с «Крысы не спят по ночам» (Las ratas no duermen la noche, 1973) это, наверное, один из худших фильмов с его участием.