Карательница
- Оригинальное название: L'exécutrice, The female executioner.
- Производство: Франция 1986г.
- Режиссер: Мишель Капуто.
- В ролях: Бриджит Ляэ, Мишель Модо, Пьер Удре, Мишель Годэн.
Фильмография малоизвестного французского режиссёра Мишеля Капуто на 90% состоит из ныне забытых порнографических лент. Остальные – это также забытые комедии сомнительного качества и один криминальный триллер – самая известная его работа под названием «Карательница». Своей известностью этот фильм, скорее всего, обязан участию Бриджит Ляэ, которая заработала себе славу на порнографической продукции и со временем стала появляться в картинах других жанров.
Так как Мишель Капуто всю жизнь снимал порно, то это не могло не отразиться на остальных его фильмах. Перед нами типичный дешевый эксплуатационный триллер с плохо написанным сценарием, обнаженкой и достаточно динамичным действием. Несмотря на многочисленные минусы, у него есть своё очарование, восхититься которым смогут лишь те, кто смотрел и смотрит преимущественно старое кино.
Название «Карательница» наводит на мысль о vigilante-фильме, где главная героиня будет осуществлять жестокую месть своим обидчикам. Но на деле мести здесь совсем мало, а сам фильм рассказывает о похождениях женщины Мартины (Бриджит Ляэ), работающей в полиции. Она регулярно отлавливает подпольных торговцев запрещенными видами порнографии и не гнушается грубыми методами. Постепенно расследование выводит её на крупную «шишку» преступного мира по имени Мадам Уэндэрс (Доминика Эрланже), которая очень хочет избавиться от назойливой полицейской и приказывает своим людям похитить её сестру Каролину. Остальная часть фильма отдана поискам этой самой Каролины и частично мести Мартины своим обидчикам…
Над сценарием работал сам режиссёр Мишель Капуто и знаменитый видеоиздатель Рене Шато, принимавший участие в создании одного из лучших фильмов Хесуса Франко «Безликая» (Faceless, 1987). В случае с «Карательницей» сценарий является одной из главных проблем фильма. Дело в том, что при просмотре создается впечатление, что фильм снимали вообще без сценария и всё придумывали на ходу. Название говорит нам о «карательнице», но месть главной героини мы увидим только в финале и длиться она будет не более 10 минут. Остальная же часть картины отдана разнообразным вылазкам Мартины против мафии: то она накроет торговца запрещенной порнографией, то вместе с напарником спасет бомжа, которого ни с того, ни с сего начали избивать смешно одетые молодчики (эта сцена вообще не к месту), то полезет в самое логово наркоторговцев и едва не станет их жертвой.. Всё это периодически «прерывается» показом обнаженной Ляэ в джакузи и ряда мимолетных эротических сцен. Причем многие эпизоды с джакузи вставлены совершенно не к месту – чуть ли не во время экшен-сцен… Но этому удивляться не стоит, ибо автор фильма всю жизни снимал порнуху и это оставило свой отпечаток на его стиле как режиссёра.
Ещё одним минусом фильма является крайне небрежная постановка, которая выражается не только в огрехах сценария, описанных выше, но и в общем качестве фильма. Картина изобилует тупыми и просто плохо снятыми сценами действия. В одной из них на героиню Ляэ нападают люди мафии в гараже и откуда ни возьмись появляется мужчина в чёрной шляпе с винтовкой – эдакий мафиози из нуаров 40-х годов. Вместо того чтобы бежать, бандиты просто стоят и ждут, пока он их расстреляет в упор, а потом крайне неестественно, с забавными ужимками «умирают». В другой сцене главная героиня с напарником заезжают в бандитский квартал, где за их машиной начинают бегать молодчики и кидаться камнями. Всё это продолжается достаточно долго, полицейские ничего не могут с этим поделать, а в довершении сцены один из парней кинул вслед машине плюшевую игрушку. Не знаю, был ли это специфический юмор создателей или же просто случайно так вышло. Финальная сцена поединка полицейской Мартины с противником снята настолько неестественно и глупо, что нет слов. Не хочу её описывать в деталях, дабы не получилось спойлера, а скажу лишь, что один из персонажей, вместо того, чтобы действовать, очень долго разговаривает и сам дает возможность себя убить…
Ну и, наконец, пришло время поговорить об атмосфере. Здесь авторы постарались на славу, ибо картина источает дух 1980-х годов, что нивелирует часть описанных выше недостатков и всё-таки дает возможность зрителю насладиться этим творением. Тематика фильма, стиль одежды, поведение людей, музыкальное сопровождение, декорации – всё уносит нас в далекие и по-своему прекрасные 1980-е. За это авторов можно только похвалить.
Актёрская игра… она крайне слаба. Описанные выше сцены смерти бандитов – это как раз о ней. Бриджит Ляэ неплохо смотрится в роли настырной женщины-копа, а Доминика Эрланже – в роли её оппонента. Комиссара полиции сыграл Мишель Модо, в своё время засветившийся в ряде фильмов с Луи де Фюнесом. Игра остальных актёров в большинстве своём оставляет желать лучшего…
«Карательница» – дешево, несуразно и неряшливо снятый фильм. По идее это плохое кино, которое рядовой зритель вряд ли досмотрит даже до середины, но в то же время в нём есть своё очарование, свои плюсы. В первую очередь атмосфера и динамичный сюжет. Не буду его хвалить, ибо постановка, сценарий и актёрская игра действительно оставляют желать лучшего, а лишь скажу, что любителям старого европейского кино категории Б следовало бы с ним ознакомиться.