Звезда
- Оригинальное название: Étoile, Ballet.
- Производство: Италия 1989г.
- Режиссер: Питер Дель Монте.
- В ролях: Дженнифер Коннелли, Лоран Терзиефф, Гэри МакКлири, Дональд Ходсон, Чарльз Дёрнинг.
Безвестный режиссёр Питер Дель Монте начал свою карьеру в конце 1960-х, однако большинство его работ остаются неизвестными рядовому зрителю, а часть из них так и вообще недоступна. В 1987 году он снял мистическую картину под названием «Джулия и Джулия» (Julia e Julia), роли в которой исполнили такие звезды как Кэтлин Тёрнер и Габриэле Ферцетти. Годом позже, а именно в декабре 1988 года на экраны выходит загадочная «Звезда», которая долгое время была доступна лишь в виде записи с японской VHS и только в последние годы была показана по нашему ТВ и издана на BD на Западе. Это последний фильм «итальянского периода» ныне известной актрисы Дженнифер Коннелли, которой на момент съёмок было 18 лет.
Сюжет: молодая девушка по имени Клэр Хэмильтон (Дженнифер Коннелли) приезжает в Будапешт для сдачи экзаменов на поступление в престижную балетную школу. Тут она знакомится с американским студентом Джейсоном (Гэри МакКлири), с которым у неё завязывается роман. Во время одной из своих репетиций в заброшенном театре она слышит голос некоего мужчины (Лоран Терзиефф), который называет её именем Натали и восхищается её талантом. Через некоторое время в номер Клэр приносят букет чёрных цветов с подписью «Натали Хорват». Проблема в том, что этот человек – балетмейстер Мариус Балакин, живший в прошлом веке, а Натали – его любимая балерина, погибшая при трагических обстоятельствах более ста лет назад. Теперь призраки прошлого вселяются в Клэр, она теряет своё «я» и превращается в Натали, которая должна будет выступить на балете призраков и повторить судьбу своего прототипа из прошлого…
Таков сюжет этого фильма, если рассказывать о нём в общих чертах, но на деле всё куда серьезнее, поэтичнее и сложнее. В списке сценаристов значится имя Франко Феррини, давнего соратника Дарио Ардженто, и, естественно, он привнес некоторые нотки арджентовского кино в работу Дель Монте. Молодая американка, поступающая в балетную школу, тёмные секреты прошлого, которые таит в себе здание старого театра, мистицизм и древняя магия, сокрытые в дебрях здания – ничего не напоминает? Да-да, я тоже сразу подумал о «Суспирии» Дарио Ардженто. Но не стоит думать, что перед нами клон или даже простое подражание знаменитому шедевру. Нет, эта картина лишь умело использует элементы «Суспирии», а в остальном является самостоятельной и довольно оригинальной работой, которая, скорее всего, вдохновила Даррена Ароновски на создание «Чёрного лебедя» (Black swan, 2010), имеющего схожий сюжет.
Многие зрители, ожидающие увидеть фильм ужасов, разочаровываются, увидев романтическую историю с небольшим налетом магии и мистики, в то время как объективно это более глубокий фильм, эксплуатирующий вечную тему борьбы добра со злом (героиня Дженнифер Коннелли – белый лебедь, а злой дух, вознамерившийся убить её, – чёрный). Авторы долго вводят зрителя в курс дела, рассказывая о страхах Клэр перед поступлением в школу и её желании бросить всё это и уехать домой. Она даже покупает билет и едет в аэропорт, но призраки прошлого овладевают её разумом и теперь она идентифицирует себя с Натали, балериной XIX века. Постепенно мистические силы начинают овладевать другими людьми из её окружения, в том числе и дядей пытающегося во всём разобраться Джейсона, который в один момент словно сошел с ума и решил во что бы то ни стало увезти племянника в Нью-Йорк. Всё это ведет к неминуемому трагическому финалу, в котором безумный балетмейстер поставит свой последний спектакль, во время которого «чёрный лебедь» – злой дух – должен будет убить невинную Натали.
По большому счёту этот фильм нельзя назвать полноценными ужасами, ибо от хоррора здесь почти ничего нет. Большая его часть отдана постепенному превращению Клэр в Натали, а затем попыткам Джейсона раскрыть тайну тёмных сил, пробраться в их логово и дать бой за свою возлюбленную. Финальные сцены, в которых он всё же оказывается один-на-один с тёмным духом, смотрятся оригинально и неожиданно. Правда, спецэффекты слегка подкачали, но это сущая мелочь при всех других достоинствах ленты.
Несмотря на почти полное отсутствие действия, картина с первых же кадров интригует зрителя и увлекает его в свой призрачный мир. Автор этого обзора хотел посмотреть лишь самое начало (и отложить на потом), но в результате не смог оторваться от экрана и посмотрел фильм до конца. На экране, вроде бы, ничего не происходит, но почему-то история цепляет с первых же кадров и вызывает неподдельный интерес. Возможно, так происходит благодаря загадочности, окутывающей всё повествование, непредсказуемости сюжета и оригинальности самой истории. И это при том, что атмосфера фильма по большей части жизнерадостная, так как большая часть сцен происходит в дневное время суток в живописном Будапеште. И автора удалось передать на экране едва заметно меняющееся настроение, когда тёмное прошлое начинает медленно сгущать краски красивого солнечного города. Чёрные розы, античные фрески, старинная мебель, мелкие детали, такие как картина с ведьмой, убивающей балерину, добавляют особый привкус этой истории, такой, который могут создать только итальянцы.
Дженнифер Коннелли отлично исполнила роль Клэр, невинной девушки, медленно превращающейся в балерину XIX века. Безвестный Гэри МакКлири был её экранным ухажером. Постаревшая звезда французского кино, актёр русского происхождения Лоран Терзиефф превосходно воплотил на экране образ безумного балетмейстера.
«Звезда» - ещё один прекрасный образчик итальянского кино. Несмотря на то, что картина была снята в конце 1980-х, когда правили бал кровавые фильмы ужасов, различный warsploitation и подражания американским фантастическим фильмам, она вобрала в себя всё самое лучшее, что было до этого, отбросив брутальность, обнаженку и безостановочное действие. Шедевр.