Main Reviews
top

Эрика

bottom
Erika Erika Erika
  • Оригинальное название: Erika.
  • Производство: Италия 1971г.
  • Режиссер: Филиппо Вальтер Мария Ратти (Питер Раш).
  • В ролях: Пьер Брис, Патриция Вьотти, Бернар Де Врие, Карла Манчини, Карла Кало (Кэрол Браун).
bottom

Филиппо Вальтер Ратти посвятил режиссуре более 30 лет, за которые им было снято более полутора десятков фильмов. Несмотря на то что, фильмография Ратти насчитывает немалое количество позиций, широкой публике, по сути, хорошо известны только две готико-эротических ленты: хоррор «Ночь проклятых» (La notte dei dannati, 1971) и джалло «Безумные желания гувернантки» (I vizi morbosi di una governante, 1977). Далее будет немного рассказано о редкой картине Ратти - «Эрика» - которая предшествовала «Ночи проклятых».

Erika Erika

Юная немка Эрика приезжает на Сицилию, чтобы отдохнуть в гостях у старинного друга своей матери - барона Джованни Лаурана...

Столь краткое описание сюжета вполне обоснованно, хотя бы потому, что история, рассказанная в «Эрике» очень проста и поверхностна. Режиссёр не тратит время на раскрытие персонажей, предпочитая сразу же обозначить их заданность. Уже в первые минуты содержание картины становится кристально ясным: пожилой мужчина покупает на вокзале газету, с вложенным в неё эротическим журналом, и встречает свою гостью - хрупкую улыбчивую блондинку в коротком плащике. Он пожирает её глазами, но девушка не испытывает какого-либо неудовольствия. Заселившись в дом барона, Эрика знакомится с его сыном Ренато, который уже на следующее утро видит девушку обнажённой. Совсем скоро они оказываются в постели, а когда в резиденцию аристократа возвращается его младший сын Лука, то образуется любовный квадрат: трое мужчин будут стараться заполучить себе Эрику.

Мелодрама или «чувствительное кино» неизменно пользовалась большим успехом во всех странах и во все времена существования кинематографа. Одним из главных слагаемых этого успеха, помимо жизнеподобия, демократичности и «искренности страстей», стала способность мелодрамы изменяться, не замыкаться в рамках одного жанра, успешно трансформируясь во что угодно: вестерн, детектив, мюзикл и даже политический фильм. «Эрика» Вальтера Ратти - один из примеров эволюции мелодрамы в конкретных условиях.

Erika Erika

Главная тема «Эрики» - он и она, мужчина и женщина, строгое замыкание в сфере чувств. Но поскольку на дворе стояли времена продолжающейся сексуальной революции, то эта тематика подана в модифицированном виде. Приехавшая на патриархальную Сицилию из Германии Эрика - дитя своего времени, смотрящее на своё тело и на секс как на источник наслаждений и радости, что входит в противоречие с формальной моралью, принятой на итальянском острове. Девушка заигрывает с бароном, отдаётся сначала Ренато, а потом Луке, не видя в этом ничего неестественного. Но каждый из окружающих её мужчин хочет владеть ей безраздельно, что приводит семью Лаурана к краху. В густом вареве мелодраматизма «Эрики» тем не менее отчётливо видится даже некоторый критицизм в адрес царящей в сицилийском обществе фальши. Развратник со стажем, Джованни Лаурана, аккуратно посещает церковь и даже играет там на органе; Ренато предстоит женитьба на Кончеттине, потому что этот брак выгоден его отцу, хотя будущие муж и жена не испытывают друг к другу симпатии... Но эти элементы фильма («социокультурные»/«кртитически-обличительные»), конечно же, второстепенны в сравнении с ключевой составляющей - показом сильных чувств, кипения страстей, трагедии, точнее - минитрагедии, ибо мелодраме чужда масштабность, она тяготеет к уменьшению, ослаблению страстей.

Видеоряд «Эрики» приятен. Хотя действие фильма происходит на Сицилии, съёмки на самом деле проходили в коммуне Фалериа (Витербо, Лацио). Обилие солнца, красивые пейзажи, в т.ч. и морские, служат отличным фоном для эротизма, который был характерен ещё для итальянских мелодрам-киноспектаклей эпохи немого кино. В качестве основной локации - семейного гнезда Лаурана - использовался настоящий средневековый замок Palazzo di Anguillara.

Ведущие роли были отданы Пьеру Брису и Патриции Вьотти, которые чуть позже будут задействованы Ратти в «Ночи проклятых». Если Брис на тот момент уже был известным актёром, то Вьотти только дебютировала в кино. Несмотря на то, что «Эрика» была её первым серьёзным опытом, Вьотти исполнила свою роль очень хорошо. К сожалению, актёрская карьера бывшей модели и любовницы популярного британо-итальянского музыканта Мэла Райдера, не заладилась. Мелькнув в нескольких лентах в 1-й половине 70-х годов, Вьотти из-за груза личных проблем (потеря ребёнка, смерть младшего брата и др.) пристрастилась к наркотикам, которые сначала привели её в тюрьму, а потом и к смерти в полном забвении в 44 года. Отметим участие в этой картине Карлы Манчини (Кончеттина) - актрисы, чей послужной список насчитывает более 150 незначительных ролей. Любопытно, что за последние годы в среде итальянских любителей эксплуатационного кино тех времён, сложился настоящий культ Манчини, хотя у неё нет ни яркой внешности, ни примечательных ролей. Работа в «Эрике» хорошо запомнилась Манчини из-за одного неприятного эпизода, в котором пьяный герой Бриса бросал её на пол. Она вспоминала, что падать приходилось рядом с большим пылающим камином, в результате чего её так сильно обдавало жаром, что опаляло плечи и поражало дыхание.

«Эрика» - типичный продукт итальянского кинопроизводства начала 1970-х, когда многие фильммейкеры чутко улавливали веяния времени, осознавая, что привычные жанры уже не смогут иметь успех у зрителей, если не получат «добавки», в первую голову - эротической. Фильм Ратти может похвастаться своей сбалансированностью: эротизм привит ему в умеренной дозе, что позволяет аттестовать его именно как мелодраму с элементами эротики, а не наоборот.

Автор обзора: Almost Human.
Erika Erika
Erika Erika
Erika Erika
Erika Erika
Erika Erika
Erika Erika
Erika Erika

-- Постеры и открытки --
(Кликабельно)

Erika Erika Erika
Материал опубликован: 10 января 2018 года