Дракула восстал из могилы
- Оригинальное название: Dracula Has Risen from the Grave.
- Производство: Великобритания 1968г.
- Режиссер: Фредди Френсис.
- В ролях: Кристофер Ли, Руперт Дэвис, Вероника Карлсон, Майкл Риппер, Барри Эндрюс, Эван Хупер, Барбара Эвинг.
«Дракула восстал из могилы» – четвертый по счёту фильм студии Hammer Films о похождениях известного вампира. Это была самая прибыльная работа Хаммеров и первая их лента, которой присудили прокатный рейтинг MPAA. Изначально в режиссёрском кресле должен был сидеть Теренс Фишер, но впоследствии он отказался от этого проекта из-за необходимости реабилитации после автокатастрофы. Тогда режиссёром предложили стать Фредди Френсису, который уже имел большой опыт работы в кино.
Граф Дракула (Кристофер Ли) мёртв, но жители соседствующего с его замком городка не верят в это, так как в один из дней в церкви обнаруживают привязанную к колоколу мёртвую девушку со следами укусов на шее. Прибывший на место Монсеньор (Руперт Дэвис) вместе с местным священником (Эван Хупер) отправляется к замку графа, чтобы удостовериться в том, что он мёртв, и наложить священное заклятье на вход в его обитель. По пути священники разделились, один из них поскользнулся и упал, окропив кровью место, где захоронено тело Дракулы. Естественно, он оживает и теперь жителям городка придется вновь дать ему бой…
Написанием сценария занимался Энтони Хайндс, работавший над рядом признанных шедевров студии Hammer Films, а постановкой занимался небезызвестный Фредди Френсис, который отвечал за свет и операторскую работу на знаменитом мистическом шедевре Джека Клэйтона «Невинные» (The innocents, 1961). По идее фильм, созданный при участии таких людей, как минимум должен оказаться крепкой работой, но на деле является едва ли не самым слабым «Дракулой» студии…
Как уже видно из моего краткого описания, сюжет не лишен идиотизма. Во-первых, очень интересно, каким же образом выпили кровь из девушки в прологе и привязали её к колоколу, если вампир боится распятий и даже близко не может подойти к церкви? Вряд ли бы он смог зайти в дом Бога и при этом «выжить». Его «оживление» с помощью крови священника – это верх маразма. Местный пастор почему-то очень быстро устает, отказывается сопровождать Монсеньора и спотыкается о камень, получив легкую ссадину на голове. Но в следующей сцене нам показывают едва ли не реку крови, которая течет прямо в рот графу, лежащему в заледенелой реке! Каким образом он попал в эти места, почему ему не воткнули кол в сердце, каким образом лед не растаял (по одежде героев не скажешь, что погода холодная) и почему священники сразу не направились к этому месту, а пошли к замку? Авторы не считают нужным отвечать на эти вопросы. Граф просто оживает и идет в город.
После того, как Дракула оживает и подчиняет себе волю священника, сюжет «проваливается» примерно на сорок минут. Всё это время будет отдано показу молодого студента Пола, который ухаживает за девушкой из пуританского семейства Марией. Он будет готовиться к встрече с её матерью и дядей, зависать в пабе, общаться с друзьями и лишь иногда всё это будет прерываться показом Дракулы, пришедшего в город. Когда позади окажется уже половина фильма, вампир начнет охотиться за местными девушками и очень быстро положит глаз на Марию, из-за чего Полу придется дать ему финальный бой. Но не ждите много действия: в этом фильме граф очень ленивый и почти никого не убивает, сражение парня с кровопийцей будет мимолетным, а его смерть – примитивной.
На этот раз в фильме нет Питера Кушинга, а участие Кристофера Ли не спасает его от полного провала. Дракула хорош, сам актёр, как всегда, отлично исполняет свою роль, но затянутый сюжет и очень невнятные персонажи нивелируют его харизму. В случае с Кушингом мы имели двух харизматичных героев, противостоящих друг другу, а тут вместо Ван Хельсинга нам предлагают студента, который знать не знает о вампире и, можно сказать, случайно и очень наивно убивает его. Барри Эндрюс не обладает нужной харизмой и становится блеклой тенью рядом с Кристофером Ли. Главная женская роль досталась небезызвестной Веронике Карлсон, для которой это творение стало дебютом в продукции Hammer Films. В будущем она снимется ещё в ряде картин студии, благодаря чему и приобретет определенную известность среди фанатов жанра хоррор.
«Дракула восстал из могилы» – один из самых слабых фильмов студии Hammer Films на вампирскую тематику. Ужасно глупый и несостоятельный сценарий, дешевые спецэффекты, малое количество действия и полное отсутствие какой-либо атмосферы (хотя Ф. Френсис мастер по этим делам) делают это творение пригодным разве что для одноразового просмотра и только для фанатов студии Hammer Films и Кристофера Ли.