Милый дом ужасов
- Оригинальное название: La dolce casa degli orrori, The sweet house of horrors.
- Производство: Италия 1989г.
- Режиссер: Лючио Фульчи.
- В ролях: Жан-Кристоф Бретиньер, Чинция Монреале, Лубка Ленци (Лубка Чибулова), Лино Салемме,
Франко Диоджене, Вернон Добчефф, Илари Блази, Паскаль Персиано.
В 1989 году итальянская телерадиокомпания Reteitalia финансирует съёмки серии мистических фильмов под названием «Проклятые дома» (Le case maledette). В итоге было снято четыре фильма – «Милый дом ужасов», «Дом часов» (La casa nel tempo) Лючио Фульчи, «Дом колдовства» (La casa del sortilegio) и «Дом потерянных душ» (La casa delle anime erranti) Умберто Ленци. В итоге из-за слишком жестокого контента, представленного режиссёрами, картинам был заказан путь на ТВ, поэтому оставался только один путь – прямиком на видео. Сейчас мы поговорим о первом фильме серии – «Милый дом ужасов».
В прологе мы видим, как в дом к замужней паре Гвидо и Мэри Валди забрался вор. Будучи обнаруженным, он нападает на мужчину и убивает его, после чего принимается за женщину. Далее действие переносится на кладбище, где хоронят убитых и где мы встречаем их детей, а также дядю Карло (Жан-Кристоф Бретиньер) и тётю Маршу (Чинция Монреале). Все вместе они переезжают жить в дом погибших родителей, в котором сразу же обнаруживается присутствие чего-то потустороннего. Предметы начинают двигаться, слышны голоса, лестница уходит из-под ног приехавшего оценивать дом агента под недвижимости, а впоследствии детям являются призраки их убитых родителей. Они не желают зла ни детям, ни их опекунам, но яростно оберегают дом от любых посягательств со стороны. Желая продать его и поскорее уехать, Карло и Марша вызывают медиума, который должен будет изгнать призраков…
Показанная в фильме история достаточно оригинальна и интересна. При грамотно написанном сценарии, достаточном количестве средств и талантливой режиссуре мог бы получиться настоящий шедевр. Но к концу 1980-х итальянская киноиндустрия была в кризисе, Лючио Фульчи уже не мог снимать так, как делал это раньше, а формат телепродукта не предполагает больших бюджетов. Держа всё это в голове и садясь за просмотр «Милого дома ужасов», я не ожидал слишком многого, как не ожидал и такого убожества, которое мне пришлось увидеть…
Начнем со сценария, одним из авторов которого был небезызвестный Винченцо Маннино. Я так и не понял, что снимают авторы: фильм ужасов или же кино для детей. С одной стороны зрителя ждёт жестокое насилие (о нём ниже), а с другой – фокус на детях и их приключениях в доме. Если убрать немногочисленные кровавые сцены, то картина и впрямь сойдет за детское кино, ибо главные герои здесь – дети, а их родители (настоящие и приемные) являются, по сути, второстепенными персонажами. Некоторые моменты так и вообще граничат с откровенным идиотизмом: во время похорон родителей дети смеются, увидев муху на носу священника; толстый агент по недвижимости бегает вокруг экскаватора под смешную музыку в ускоренной съёмке и т.д. Вторая сцена отлично бы вписалась в детский фильм, а вот первая вообще лишена смысла.
Поступки персонажей также выглядят крайне наивно, а временами отдают идиотизмом. В прологе женщина стоит и смотрит, как вор дерется с её мужем, побеждает его и убивает. Ноль эмоций, никаких попыток остановить его или помочь супругу. Она даже не кричит! Сам убийца был в маске, за счёт этого создавалась интрига, которой можно было бы держать зрителя у экрана и здорово скрасить фильм, раскрыв его личность в финале. Но режиссёр делает это в первой половине фильма: этот убийца приходит в тот же дом и устраивается маляром! А приехавший в дом медиум своими речами и поведением вызывает как минимум улыбку (особенно в сценах, где он вместе с толстяком-риелтором) и идеально бы сошел за персонажа какого-нибудь детского фильма.
Насилие. В этом фильме оно неуместно, ибо история фокусируется на детях, а сама она повествует об их общении с призраками своих родителей. Но Фульчи упорно показывает насилие ради насилия. Таких сцен в фильме всего две и обе сосредоточены в первой его половине. Сцена убийства родителей в прологе показана во всех деталях – да так детально, что видно низкое качество макетов и неестественно вываливающиеся из них внутренности. Чуть позже убийцу «случайно» переедет машина посреди леса (ну о логике я не говорю), что тоже позволит Фульчи показать немного плохо сделанных внутренностей. Финальная обожженная рука могла бы сойти за третью сцену, но она так плохо сделана, что я предпочитаю о ней даже не говорить. В данном случае омерзительные во всех смыслах сцены насилия являются ещё одним жирным минусом фильма.
К немногочисленным плюсам можно отнести интересную идею с двумя путешествующими по дому огоньками, которые олицетворяют души усопших. Являются они аллюзией на путешествие между седьмым и восьмым кругом ада в «Божественной комедии» Данте Алигьери, одному только Фульчи известно. Техническое исполнение страдает, но подобные сцены хотя бы как-то разнообразят это достаточно скучное творение. Ну и в финале с помощью мультипликационных эффектов нам показывают призраков, потерявших свой «человеческий» облик. На мой взгляд, получилось вполне неплохо. Музыка Винче Темперы, хоть и достаточно посредственная, но выделяется в лучшую сторону на фоне других недостатков фильма.
На главные роли были приглашены преимущественно неизвестные актёры. Рядовому любителю итальянского кино может быть знакома разве что Чинция Монреале, в своё время прославившаяся участием в культовом шокере Джо д'Амато «За пределами тьмы» (Buio omega, 1979). И если игра взрослых ещё хоть как-то терпима, то вот дети не выдерживают никакой критики. То они переигрывают, то недоигрывают, то проявляют не те эмоции – в общем, это полный ужас, но далеко не всё… Ещё больше картину портит отвратительный английский дубляж: создается ощущение, что люди за кадром специально говорили такими голосами, чтобы придать ещё больше неестественности игре актёров. Вдобавок к этому я почти уверен, что детей озвучивали взрослые, изо всех сил старающиеся имитировать детские голоса, что вызывает только раздражение, ибо это у них вообще не получается.
С этим фильмом Лючио Фульчи достиг едва ли не самой низшей точки своей карьеры. Наряду с такими картинами как «Прикосновение смерти» (Quando Alice rupo lo specchio, 1988) и «Кот в мозгу» (Un gatto nel cervello, 1990) «Милый дом ужасов» является худшей работой в его фильмографии.