Корабль смерти
- Оригинальное название: Death ship, Le bateau de la mort, Cauchemar nazi.
- Производство: Великобритания-Канада-США 1980г.
- Режиссер: Элвин Ракофф.
- В ролях: Джордж Кеннеди, Ричард Кренна, Ник Манкузо, Сэлли Энн Хоуз, Саул Рубинек.
В 1980-м году Гарольд Гринберг спродюсировал два достаточно известных канадских фильма – «Поезд страха» (Terror train, 1980) Роджера Споттисвуда и «Корабль смерти» Элвина Ракоффа. Первый уже обозревался на страницах этого сайта, поэтому сейчас мы поговорим о втором.
По некоторым данным, написанием сценария занимался культовый режиссёр Джек Хилл в сотрудничестве с Дэвидом Льюисом. В титрах они значатся лишь в качестве авторов сюжета, а сценаристом, якобы по коммерческим соображениям, был указан Джон Робинс, один из авторов знаменитого «Шоу Бенни Хилла». Этот факт никак не влияет на то, что зритель в итоге видит на экране. Зрелище должно быть многообещающее, но на деле перед нами бездарная и очень дешевая поделка, способная испортить настроение даже самому непритязательному зрителю.
В прологе нам показывают роскошный лайнер с кучей пассажиров на борту. Этот круиз – последний для капитана Эшланда (Джордж Кеннеди), после чего его заменит более молодой помощник. Сам он очень сожалеет о завершении карьеры и находится не в духе. В одну из ночей, словно из ниоткуда, на их пути возникает неизвестный военный корабль и провоцирует столкновение, после которого пассажирский лайнер быстро идет ко дну, а в живых остаются только девять человек. Они вынуждены бороться за свои жизни на маленькой спасательной шлюпке, но помощь приходит внезапно в виде всё того же загадочного старого военного корабля, на который и решают взобраться оставшиеся в живых люди. На борту никого нет, а со временем они выясняют, что это бывший военный корабль Третьего Рейха, на борту которого нацисты пытали военнопленных. Постепенно персонажи фильма начинают гибнуть странными смертями, корабль словно оживает, а в капитана Эшланда вселяется неведомая сила, постепенно превращающая его в того самого капитана-нациста, который управлял этим кораблем несколько десятилетий назад…
В мире снято не так много фильмов про корабли-призраки, поэтому даже в наши дни подобная идея выглядит достаточно оригинально и ново. К сожалению, Элвин Ракофф, как и в случае с его же «Городом в огне» (City on fire, 1979), создал ультрадешевое, плохо снятое и неудобоваримое кино, главной проблемой которого как раз является полностью лишенный логики, а местами просто банальный и тупой сценарий.
Развитие событий происходит крайне медленно. После очень продолжительного праздника на лайнере происходит столкновение, после которого нам показывают людей, нашедших спасение на корабле-призраке, механизмы которого работают сами по себе и время от времени приводят к смерти очередного персонажа. Всё это показано настолько монотонно и без какого-либо саспенса, что по прошествии половины фильма хочется просто его выключить. Начнем со смертей: авторы стараются сделать их разнообразными, но сняты они так погано, что не вызывают ничего, кроме раздражения. Нога одного мужчины запутывается в тросе, и он оказывается подвешенным вверх ногами на мачте. Путем специальных ухищрений корабль выбрасывает его за борт и топит. Второй жертвой оказывается женщина, съевшая конфетку, после чего её лицо обезобразилось до неузнаваемости. Крики остальных, беготня и вот её уже душит перевоплотившийся капитан Эшланд. Ещё одна жертва идет в душ и авторы не могли придумать ничего менее банального, как показ крови вместо воды. Эта сцена длится несколько минут: девушка орет, бьётся о стенки кабинки, валяется на полу – всё это порой в замедленном виде, а на фоне временами играет нацистский марш, который тут вообще не к месту. Как она умерла, нам не говорят, а лишь показывают капитана, который сбрасывает труп за борт. В последующих сценах зритель сможет «вдоволь насладиться» замедленной съёмкой и лишенными всякой логики моментами – даже мужчины в момент опасности орут, суетятся и вместо того, чтобы сбежать или бороться за жизнь, покорно ждут, когда их убьют.
Превращение капитана Эшланда в нациста нам никак не объясняют. Никаких призраков не показывают, никаких видимых метаморфозов с ним не происходит. В некоторых моментах, когда он был ещё самим собой, ему якобы слышатся какие-то фразы на немецком. Некий голос что-то говорит, после чего тот постепенно начинает считать себя капитаном этого корабля. Сцен с немецким языком несколько и ни в одной из них авторы не удосужились дать какое-либо объяснение. Т.е. не знающий язык человек, не поймет, что говорит голос капитану.
Финал картины смотрится вообще комично: капитан бегает с ружьем за оставшимися в живых людьми и кричит, что никому не позволит покинуть корабль. Поймав женщину, он «запирает» её в каком-то подсобном помещении с железной дверью, после чего через несколько минут она спокойно выходит оттуда, так как он не запер засов! Кульминация и развязка картины содержат ещё больше идиотизма, а завершается лента полутораминутной сценой показа корабля с разных ракурсов. Видимо, авторы очень хотели дотянуть своё детище до 90 минут, но не придумали ничего более оригинального, как показывать один и тот же корабль в течение полутора минут. С таким же успехом они могли бы слегка замедлить ход финальных титров…
Отдельно хочется упомянуть о… детях. Я всегда считал, что фильмы ужасов в 99% случаев не совместимы с детьми, ибо они рушат всю атмосферу и превращают картину в детский сад. Конечно же, исключения были и фильмы с участием детей, где всё хорошо и грамотно прописано (например, «Омен» и «Изгоняющий Дьявола») и где они играют важную роль в сюжете, смотрятся хорошо. Но в большинстве случаев получается идиотизм. Так было и с «Кораблем смерти», на палубе которого оказалось сразу два ребенка. Поэтому ждите огромное количество сцен с поцелуйчиками, смешками, укладываниями в постель, прочей возней и играми. Когда фильм проходит часовую отметку (при продолжительности в 90 минут), начинаешь ждать – «Вот-вот что-то, наконец-то начнется», но вместо саспенса и экшена получаешь продолжительную беготню двух детей с их играми по коридорам корабля, их испуг и последующие укладывания в постель с поцелуйчиками. Лучше бы режиссёр сразу взялся за съёмки семейной комедии или мелодрамы…
Дабы сократить затраты на производство, авторы прибегают к воровству сцен из других фильмов. Внимательные зрители заметили, что показ приближающегося корабля на радарах в начале фильма – это слегка модифицированная сцена из фильма «Кинг-Конг» (King Kong, 1976), а в сцене столкновения двух кораблей можно увидеть кадры из картины 1960-го года «Последнее путешествие» (The last voyage). В частности момент с падающим пианино.
Пожалуй, единственное, что я могу похвалить в этом фильме так это музыку Айвора Слэйни, которая могла бы стать украшением качественной продукции. Но, к сожалению, она никак не может спасти столь убогое и напрочь лишенное столь нужной для такого жанра атмосферы кино как «Корабль смерти». Не спасает фильм и участие таких звезд как Джордж Кеннеди, Ричард Кренна и Ник Манкузо. Собственно, для работы над таким «кино» не особо требуется какой-то серьезный актёрский талант…
«Корабль смерти» является отличным примером, как бездарный сценарий и не менее бездарная режиссура легко губят интересную идею, из которой могло бы получиться оригинальное и захватывающее кино. Садясь за его просмотр, я ожидал увидеть атмосферное и страшное зрелище, а в итоге «промучился» полтора часа и зря потратил время. Не повторяйте мою ошибку.