Закрытые двери
- Оригинальное название: Al abwab al Moghlaka, Closed doors.
- Производство: Египет 1999г.
- Режиссер: Атеф Хетата.
- В ролях: Ахмед Азми, Саусан Бадр, Махмуд Хемида, Манал Афифи.
Атеф Хетата был выходцем из интеллигентной и политически активной египетской семьи: оба его родителя проявили себя как талантливые писатели и борцы за гражданские права. Хетата тоже занимался литературным творчеством, но после окончания инженерного факультета университета, решил податься в кинематограф. Сначала он несколько лет был помощником различных режиссёров, в том числе и великого Юсефа Шахина, с которым его сблизило в том числе и крайне отрицательное отношение к фундаментализму (мать и отец Хетаты были занесены египетскими религиозными радикалами в «расстрельные списки»). Набравшись опыта, Хетата снял несколько короткометражек, некоторые из которых удостоились призов на международных кинофестивалях. Молодой режиссёр долго и упорно собирал деньги для съёмок полнометражного фильма и, в конечном счёте, его старания увенчались успехом (не без поддержки Шахина). В 1999 году Атеф Хетата снимает свой главный фильм - «Закрытые двери»,- который принёс ему не только ряд наград, но и международную известность.
Место действия - Каир начала 1990-х годов. Подросток Мохаммед, которого также называют Хамадой, ютится с матерью в крошечной квартирке где-то в городских трущобах. У Хамады есть отец, но он покинул семью ради женитьбы на более молодой женщине. Мать Хамады, Фатма, работает служанкой в доме богатой супружеской пары, мечтая о том, что её сын получит хорошее образование и выбьется в люди. Её сын находится в стадии становления личности и его впечатлительная натура подвержена влиянию различных людей, с которыми он сталкивается в жизни. Также в юноше начинает пробуждаться сексуальность, требующая выхода. Сложный клубок противоречий толкает юношу из одной крайности в другую, приведя, в конечном итоге, к совершению жестокого преступления...
Атефу Хетате удалось снять очень интересное кино, затрагивающее целый ряд актуальных для Египта проблем, хотя основное содержание фильма позволяет охарактеризовать его как teensploitation. В центре внимания судьба юного каирца, одного из многочисленных обитателей городского социального низа. Хамада учится в школе, которую он ненавидит из-за царящей в ней жестокости по отношению к ученикам: опоздавших на построение во дворе школяров бьют палкой по ладоням, хотя такой же экзекуции можно подвергнуться и за простую невнимательность на уроке. Ещё мальчик является объектом насмешек своих однокашников из-за того, что отец не живёт с его матерью. Но среди сотрудников школы есть один человек, которому удаётся вызвать у Мохаммеда добрые чувства - это учитель по имени Хасан, приверженец фундаменталистского братства. Его мягкая манера общения и подчёркнутая доброжелательность привлекают юношу и он начинает посещать собрания исламистов. Помимо товарищеской атмосферы этих встреч Хамаде импонируют фундаменталистские взгляды на женщину, как на хранительницу семейного очага, которая должна работать только дома. Дело в том, что Хамаде ненавистна ситуация при которой его мать вынуждена работать у богатых людей. Он считает, что должен уйти из бесполезной школы, чтобы, как и многие другие ребята его возраста, трудиться ради содержания семьи.
Это желание Хамады сильно волнует Фатму, которая твёрдо уверена, что ему нужно хорошее образование. Расстроившись из-за плохих отметок сына по арабскому языку, Фатма предлагает ему договориться с учителем о дополнительных занятиях, которые она готова оплачивать. Отец Хамады, работающий в «фирме», поставляющей дешёвую рабочую силу из Египта в богатые арабские страны, к которому мальчик обращается за помощью, считает подобные занятия пустой тратой времени, которое можно было бы потратить на реальные заработки. Он ставит Хамаде в пример его старшего брата, который уехал зарабатывать деньги, хотя на самом деле этот вояж закончился гибелью: брат Хамады поступил наёмником в иракскую армию и бесследно исчез в мясорубке войны с Ираном.
Ещё одним «центром влияния» на Хамаду становится его знакомый, Алаудин - шпанистый юнец, целыми днями пропадающий на улице, где он торгует цветами и занимается мелким жульничеством. Алаудину чужда религия и он живёт одним днём.
Хамада буквально разрывается между этими «центрами»: с одной стороны он хочет угодить любящей его матери и серьёзно налечь на учёбу в школе, с другой - быстрее пойти зарабатывать деньги, чтобы Фатма, как то и полагается благочестивой мусульманке, могла сидеть дома. Также юношу всерьёз привлекает образ жизни Алаудина, в котором нет ничего, кроме абсолютной свободы. Смятения главному герою добавляет и пробуждающееся половое влечение, которое он мог бы удовлетворить с благосклонно относящейся к нему промышляющей проституцией соседкой, но он не может сделать это по причине серьёзного отношения к религиозным запретам. Постоянное пребывание Хамады с Фатмой в крохотной квартирке приводит его к влечению к матери. Поэтому Мохаммед начинает всё сильнее и сильнее ненавидеть своего учителя арабского, который начал небезуспешно ухаживать за Фатмой.
Режиссёр отлично показывает как в условиях бедности и традиционной морали из обычного человека постепенно формируется преступник, готовый совершить что угодно. Этот индивидуальный процесс демонстрируется на фоне современного египетского общества, переживающего болезненные процессы. Отец Хамады совершенно спокойно бросает свою жену, чтобы взять себе более молодую, и отправляет старшего сына на смерть на войне. В привилегированной семье, где работает Фатма, муж постоянно изменяет своей истеричной и надоевшей супруге. Соседка Фатмы и Хамады с молчаливого согласия мужа зарабатывает на комфортную жизнь для двоих проституцией. На столичных улицах полно рекламы западных товаров, которые становятся всё более и более популярными среди египтян всех классов. По телевидению и радио постоянно обсуждают агрессию Ирака против Кувейта (намёк на утерянное единство арабского мира), а в агентстве по трудоустройству зарубежом всегда полно людей, желающих покинуть Египет. Наиболее пугающее впечатление остаётся от картины воистину чудовищной скученности населения в Каире; эта человеческая, с преобладанием молодых мужчин, масса потенциально может стать кадровым резервом радикалов, чьи идеологи готовы дать чёткие и ясные ответы на вопросы «кто виноват?» и «что делать?».
Совокупность негативных явлений, окружающих Хамаду, день за днём ожесточает его натуру: он уже готов без колебаний пустить в ход нож во время уличной драки с конкурентами по торговле, а кроме учителя Мансура он также начинает злиться на Фатму, считая её грешницей. Последнее препятствие, удерживающее Мохаммеда в рамках дозволенного, исчезает со смертью Алаудина в результате наезда автомобиля: отныне Хамада полностью подпадает под влияние шейхов братства.
Главную роль в фильме сыграл 17-летний на тот момент актёр Ахмед Азми (несмотря на юный возраст, это была уже его пятая работа в кино). Со своей задачей он справился блестяще, правдоподобно воплотив на экране образ раздираемого серьёзными противоречиями юноши, которого толкают к радикализму различные обстоятельства, среди которых есть и психосексуальные комплексы. Одна из лучших актрис Египта Саусан Бадр (работавшая в том числе с одним из главных мастеров египетского реализма Хусейном Камалем) безупречно сыграла Фатму - сильную, но вместе с тем мягкую и доброжелательную женщину, пытающуюся найти счастье среди окружающих её невзгод.
«Закрытые двери» - очень интересное и актуальное по сей день кино, своего рода восточный teensploitation. Особенно приятен тот факт, что это один из немногих египетских фильмов, доступных для широкой аудитории по причине наличия английских субтитров. Посмотреть этот творение стоит всем любителям серьёзного и необычного кино, так как это уникальная возможность увидеть настоящий Египет, который мы много лет привычно ассоциируем лишь с курортами Красного моря и пирамидами.